Еще один год войны: финансирование образования и медицины лишь в планах

Читати українською
Александр Радчукполитолог

После визита в Украину вице-президента США Джо Байдена и парламентского инцидента с участием премьер-министра и нардепа Олега Барны эмоции касаемо возможной отставки правительства в конце 2015 года слегка поутихли. Так, председатель пропрезидентской фракции в парламенте Юрий Луценко прогнозирует возвращение к вопросу отставки правительства весной 2016 года. «Менять ситуацию к лучшему будем исходя из программных документов, из министров, получения финансовой помощи, написанной помесячной-поквартальной программы реформ. Только после этого мы сможем поговорить о судьбе правительства в целом. Я прогнозирую, что это может произойти в марте-апреле следующего года», – сказал Юрий Луценко. И хотя идею своего коллеги по парламенту без энтузиазма восприняли во фракции «Батькивщины», требуя немедленно созвать общее собрание коалиции, в целом проблемы вокруг координации работы парламентского большинства пока не на повестке дня.

Зато главная дискуссия разворачивается вокруг принятия Бюджета на 2016 год. Часть депутатов коалиции заявила о необходимости более тщательного подхода к формированию главной сметы страны, и предложили принять документ уже в начале следующего года. «К сожалению, в этом году произошло повторение прошлогоднего сценария с сорванными сроками внесения и процедуры рассмотрения Бюджета. И, как следствие, попытки загнать парламент в состояние жесткого цейтнота. В связи с этим мы заявляем о недопустимости повторения прошлогодней ситуации, когда важнейший законопроект года принимался в спешке, без обсуждения. Это означает, что между первым чтением и в целом, должен пройти достаточный промежуток времени для детального анализа и профессионального обсуждения, а не два дня, как предлагается сейчас», – считают в депутатском межфракционном объединении «Еврооптимисты».

Правительство и другая часть нардепов предлагают во что бы то ни стало принять Бюджет до конца этого года, ведь тогда Украина рискует в очередной раз отсрочить столь необходимые кредиты МВФ. Впрочем, есть и другие причины, которые стыдливо скрывают правительственные авторы документа. Кроме дискуссии о налогообложении бизнеса и очень слабых показателей повышения всех социальных стандартов, Бюджет страны будут урезать за счет уже традиционных расходов на образование, медицину и культуру. Это особенно опасно – декларируя стремление к переменам и реформам, не обращать внимания на финансирование образования, а также пренебрегать здоровьем украинцев.

В недавно обнародованном исследовании Центра Разумкова касательно качества внедрения реформ в Украине опрошенные респонденты меньше всего заметили изменения в образовательной и медицинской сферах. Таким образом, не почувствовали изменений в образовании более 72% опрошенных, в медицине – 55,3%. Тогда как негативные изменения в этих сферах заметили 17% и 34,7% соответственно. И только 9,7% украинцев видят положительные изменения в системе образования, а 9,5% – в медицине. Похоже, следующий год может только ухудшить отношение граждан к реформированию этих сфер.

Образование – по остаточному принципу

В Бюджете катастрофически не хватает денег: основная часть идет на поддержку и реформирование оборонного сектора, обслуживание долгов и социальные расходы. Поэтому главный удар в поиске оптимизации необходимых средств уже традиционно приходится на гуманитарную сферу. А зря: несмотря на то, что в Украине продолжается война, образование – это фундамент новой конкурентоспособной экономики, формировать которую необходимо «с колес». Уменьшение энергозависимости, вместе с кардинальной перестройкой промышленности, условий ведения бизнеса и борьбой с коррупцией должны быть на одной чаше весов. Тогда как изменения в образовании – на другой. Уже совсем скоро Украина, чтобы не остаться сырьевым придатком и страной «утечки мозгов», должна будет продемонстрировать способность к «экономическому чуду», которое сейчас может основываться на использовании новых технологий, знаний, качественной профессиональной подготовки. Все эти возможности есть в наличии. Впрочем, доходит до парадоксов: сокращая расходы на образование и науку на следующий год, правительство и Президент вместе объявляют 2016-й годом изучения иностранных языков.

Сапожник без сапог, ученик – без учебника. Почему чиновники мешают детям учиться?Если школьные поборы стали уже практически нормой, то отсутствие практически всего набора учебников, с которым в 2015 году столкнулись родители учеников 4 и 7 классов – что-то новенькое.

Пока министр образования Сергей Квит больше занимается реформированием высшего образования. Тогда как основные действия по реформированию средней школы Минобразования планирует начать только с 2017 года. А пока отрасль ожидает серьезное сокращение финансовой поддержки со стороны государства. Во-первых, в планах Минобразования – отменить госзаказ в вузы, параллельно проведя переаттестацию всех высших учебных заведений на предмет их соответствия стандартам высшего образования. Во-вторых, значительные изменения ожидают школьников: это и 12-летнее среднее образование, и уменьшение нагрузки школьных программ. Правда, удастся ли министру выполнить свое обещание по обеспечению бесплатными учебниками – вопрос дискуссионный, учитывая, что расходы на образование расти не будут.

Формально, финансирование средней школы будет оставаться на нынешних показателях. Впрочем, эксперты отмечают: учитывая уровень роста цен, предусмотренных новым Бюджетом средств едва хватит, чтобы «закрыть» самые необходимые потребности образования. Кабмин уже подал в парламент законопроект №3491, предусматривающий бюджетные ассигнования на образование в размере не менее 7% ВВП. Впрочем, пока документ находится на рассмотрении комитетов, ведь его реализация потребует поиска дополнительных 300 млн грн.

Незначительно вырастут и зарплаты учителей в 2016 году. Так, в рамках повышения минимальной зарплаты с 1 мая ожидается ее рост на 5%, а с 1 декабря – на 12,5%. Учитывая темпы инфляции и многократный рост цен на коммунальные тарифы, такие цифры выглядят, мягко говоря, неубедительно. Однако в планах Кабмина – внесение изменений в закон «Об образовании», в котором будет предусмотрена надбавка до 50% тем учителям, которые пройдут сертификацию. Правда, даже в случае принятия закона эффекта от подобных изменений следует ожидать не раньше 2017 года.

А вот ко вполне реальным мерам экономии в сфере образования украинцам следует готовиться уже в следующем году. Прежде всего, следует ожидать значительного урезания государственных социальных обязательств и доплат работникам образовательных учреждений. Кроме того, планируется перевести часть бюджетных расходов на местные общины, что будет побуждать к очередному уменьшению количества сельских школ. Так, на учреждения среднего образования, где учится меньше 25 детей, средства из Госбюджета выделяться не будут, предусмотрено также и сокращение персонала.

С 2016 года плата за питание в детских садах полностью ложится на плечи родителей: государство откажется даже от частичной компенсации их стоимости. Еще одна новация Кабмина – введение на законодательном уровне перечня платных услуг в учебных заведениях. Так, вузам могут предоставить право определять, какие услуги оказывать платно: это и пользование Интернетом, и плата за пропущенные занятия, и пользование спортзалом, библиотекой или даже отдельно оплачиваемая пересдача экзаменов.

С финансированием медицины тоже придется подождать

В Минздраве также не спешат с проведением системных реформ. Причина та же – нехватка средств и необходимость серьезных изменений в законодательстве. Прежде всего, Верховная Рада должна внести изменения в ст. 49 Конституции Украины, чтобы наконец избавить государство от обязанности предоставлять медицинские услуги бесплатно. К тому же, в Основном Законе нужно изменить норму о невозможности сокращения сети существующих государственных и коммунальных учреждений здравоохранения.

Что касается фигуры министра Александра Квиташвили, то ситуация с его отставкой набрала гротескного содержания. Фактически, написав заявление об увольнении еще летом, он не может собрать достаточного количества голосов в Верховной Раде для отставки.

Квиташвили говорит, что переоценил свои возможности на посту министраМы пришли с амбициями и желанием быстро все поменять и идти дальше, но потом будто бы натолкнулись на стену.

Сам министр строит планы на 2016 год в своем ведомстве, очевидно, не ожидая быстрого увольнения. Так, глава Министерства пообещал, что с 2016 года Минздрав начнет внедрять единую систему электронных медицинских карт, а 35% расходов на медицину в 2016 году будет направлено на первичную медицинскую помощь.

Впрочем, денег будет существенно не хватать. Кабмин на 2016 год планирует выделить из Бюджета около 44 млрд грн на медицинскую отрасль, что на 2 млрд меньше, чем в этом году. При этом ни одной реформы за последний год министерство так и не провело. Например, была провалена система мероприятий по сокращению койко-мест в государственных учреждениях здравоохранения в соответствии с настоящими нормами, не были введены новые механизмы оплаты услуг. Минздрав до сих пор разрабатывает механизм гарантированной медицинской помощи малообеспеченным и хронически больным пациентам путем введения льгот. Ни система возмещения цен на медикаменты, ни создание общественной системы здравоохранения, ни создание института самоуправления врачей не были внедрены и до сих пор находятся на этапе разработки. Что уж говорить об эффективных и своевременных закупках жизненно важных лекарств и вакцин, которые, фактически, до сих пор проходят в «ручном режиме» (ведь все еще ждет запуска Национальное агентство по вопросам финансирования здравоохранения).

Отсутствие реальных изменений в сфере образования и медицины будут едва ли не самыми ощутимыми в следующем году. Очевидно, понимая свои огрехи в этих сферах, правительство не хочет что-то стратегически планировать, предполагая передать весь букет проблем преемникам. В свою очередь, для лучшего баланса в Госбюджете запланировано либо сокращение, либо нынешний уровень расходов на образование и медицину. Подобного рода положение дел не буде длиться вечно: обе отрасли должны быть просто немедленно реформированы. К сожалению, в проведении реформ уже не обойтись без метода «шоковой терапии».

Александр Радчук, специально для «Слово и Дело».

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: