Сапожник без сапог, ученик – без учебника. Почему чиновники мешают детям учиться?

Читати українською
Алина Костюченкожурналист

Конец первого семестра – учебников нет. Даже для меня, чьи школьные годы прошли на стыке кризисных 90-х и нестабильных 2000-х, это шок. Отсутствие хотя бы одного учебника воспринималось и детьми, и родителями, как трагедия. Возможно, это из-за того, что в то время не было в шаговой доступности «ксероксов», а в наличии – принтеров, цифровых фотокамер и прочих благ цивилизации. Не говоря уже о персональных компьютерах. Ну и потому, что далеко не у всех родителей была возможность съездить на книжный рынок за учебниками для ребенка. И наверное, это хорошо. Спасибо технической отсталости за наше счастливое детство.

Нынешние школьники живут в совершенно иной реальности. Система среднего образования как будто специально построена так, чтобы превратить ученика в издерганного, замученного комплексами и непривыкшего к самостоятельным решениям человека. А еще – чтобы с детства приучить его к мысли, что за все нужно платить. Не знанием и стараниями, а деньгами и изобретательностью. И если школьные поборы стали уже практически нормой, то отсутствие почти всего набора учебников, с которым в 2015 году столкнулись родители учеников 4 и 7 классов – что-то новенькое.

Хочешь жить – умей вертеться

То, что Минобразования не справится с обеспечением учащихся необходимыми книгами в срок, стало понятно еще летом. Ученики 4-х и 7-х классов 1 сентября пришли в школу с пустыми ранцами: положенные им книги не то что не поступили в школьные библиотеки – даже не были напечатаны. 4 сентября министр образования Сергей Квит все-таки «проснулся» и пообещал: учебники появятся в ближайшее время. Правда, понятие «ближайшего времени» у чиновников Минобразования оказалось весьма растяжимым. 30 сентября «Слову и Делу» в пресс-службе МОН ответили: новые учебники начнут поступать в школы уже в ноябре, а весь заказ школ будет выполнен только к концу года.

Тем временем детям предложили альтернативу: распечатывать или скачивать на планшет/ридер книги, выставленные в свободном доступе на сайте Минобразования.

«Родители собирают деньги, распечатывают по пол книги – и дети ходят на уроки с распечатками. Те, у кого есть возможность – скачивают учебники на планшет. Мой сын ходит в школу с большим планшетом. С одной стороны это хорошо, потому что, «благодаря» Квиту, ему не приходится носить с собой тяжеленный рюкзак. Но, в то же время, я за него переживаю: 9-летний ребенок сам ходит по городу с дорогостоящей техникой», – рассказывает Алена Некрасова, мама ученика 4 класса одной из киевских школ.

В Минобразования в который раз продемонстрировали будущим специалистам, сидящим сегодня за школьной партой, наглядный пример того, что такое соблюдение дедлайна и принципа равного доступа к образованию. И что за нарушение всего этого во взрослом мире им ничего не будет.

Журналисты из программы «Дістало» специально проинспектировали крупнейший столичный книжный рынок и... нашли практически все необходимые для учеников 4 класса учебники. Не оказалось на руках у продавцов лишь «Основ здоров'я» и «Я у світі». Весь остальной набор книг обошелся участникам журналистского эксперимента в 700 гривен. Правда, как оказалось, родители, решившие пойти по пути наименьшего сопротивления, также рискуют попасть в ловушку: учебники, предназначенные для продажи, отличаются от тех, которые должно было выдать детям Минобразования. Многие обнаружили это уже после покупки: те же авторы, тот же возрастной ценз... а задания отличаются.

«Мы не пытались найти учебники на рынке. Но были родители, которые все же решили это сделать. В итоге оказалось, что учебники с грифом «не для продажи» отличаются от тех, что продаются на рынке. Хотя внешне они одинаковые», – говорит Некрасова.

Примерно та же ситуация во всех школах. С той только разницей, что, если столичные родители еще могут себе позволить потратиться на распечатку книг или снабдить ребенка портативным компьютером, то в регионах с этим дела обстоят хуже.

Тем более, что и в очерченные накануне сроки МОН опять-таки не уложиться. В конце ноября заместитель министра образования Павел Хобзей признался: по факту учебники поступят в школы лишь в начале следующего семестра. Учитывая оперативность нашей государственной машины, можно предположить, что детям придется ходить с распечатками вместо книг еще и часть второго семестра.

Корень зла

В общем, в Минобразования в который раз продемонстрировали будущим специалистам, сидящим сегодня за школьной партой, наглядный пример того, что такое соблюдение дедлайна и принципа равного доступа к образованию. И что за нарушение всего этого во взрослом мире им ничего не будет.

А наказывать в этой ситуации есть кого. Сначала в Министерстве не могли определиться с суммой, необходимой на печать учебников. «В начале года Министерство считало, что в этом году оно должно учебниками обеспечивать исключительно малообеспеченные семьи. На это было выделено более 50 млн грн. В дальнейшем это финансирование увеличивалось. После того, как общественность сказала, что это не соответствует обязательствам государства по финансированию среднего образования, министр пересмотрел опять-таки этот вопрос и попросил Кабинет министров увеличить финансирование вдвое», – рассказала глава совета общественной организации «Точка роста: образование и наука» Светлана Благодетелева-Вовк.

Дальше – больше. Согласно бюджетной децентрализации, закупка школьных книг (как и многие другие расходные статьи образовательной сферы) в этом году была частично возложена на местные бюджеты. В то же время, заказчиком услуг (печати учебников) является Минобразования. То есть, деньги из местных бюджетов должны были быть переведены на счета МОН, которое, в свою очередь, рассчиталось бы с издательствами. Но на деле все оказалось не так просто, как на словах. Средства на долгие месяцы «застряли» в местных бюджетах из-за того, что Минобразования не соизволило вовремя начать переговоры с главами областей. Последовавший за этим клубок проблем наглядно продемонстрировал всю инертность украинской бюрократической системы.

Только в конце октября появилось разъяснение, как деньги местных бюджетов могут быть перечислены за учебники. Беда не в том, что это разъяснение появилось так поздно. А в том, что оно требует по сути новых решений местных советов, чтобы изменить целевое назначение выделения средств.

«Как известно, учебники в этом году должны быть профинансированы на 50% местными бюджетами. Но как это должно было произойти, механизм не разработали – из-за того, что Минобразования не начало этим заниматься вовремя... Только в конце октября появилось разъяснение, как деньги местных бюджетов могут быть перечислены за учебники. Беда не в том, что это разъяснение появилось так поздно. А в том, что оно требует по сути новых решений местных советов, чтобы изменить целевое назначение выделения средств. Советы, как вы знаете, у нас переизбраны и когда соберутся – неизвестно. Еще менее известно, когда они вынесут на голосование этот вопрос. А скоро декабрь. Бюджетный год закончится и запланированные на учебники деньги просто сгорят», – констатировала еще в начале ноября журналистка и до недавнего времени – член Коллегии МОН Иванна Коберник.

Но еще больше удивляет то, что, по состоянию на начало учебного года, у ведомства была часть средств, выделенных из государственного Бюджета, но печать книг так и не началась. По информации Коберник, еще с июня на счетах Министерства имелось 260 млн грн из 520 млн необходимых, но ведомство, по необъяснимым причинам, медлило с перечислением денег издательствам.

«Министерство совершило все необходимые организационные меры, чтобы ускорить издание новых учебников. В частности, завершены тендерные процедуры закупки учебников, заключены соглашения с издательствами на печать большетиражных изданий для учащихся 4 и 7 классов общеобразовательных учебных заведений с обучением на украинском и русском языках», – отчитался Квит, выступая на Коллегии МОН 27 ноября – в середине второй четверти учебного года.

Но и это заявление министра, по словам Коберник, можно подвергнуть сомнению. «Учебников для 4 и 7 классов до сих пор нет и МОН продолжает вводить общество в заблуждение – например, заявило, что уже уплачен аванс за 72% учебников. На самом деле, только сейчас уплачиваются средства, которые были на счетах МОН с лета и количество – вовсе не 72% от потребности», – констатирует эксперт.

Вот и получается, что вместо книг чиновники Минобразования могут раздавать растерянным детям и их родителям только обещания. И если в ведомстве, которое, по идее, должно быть самым передовым во всем Кабмине, не могут справиться с простейшей задачей вроде печати бумажных учебников... то страшно представить, какая суматоха разразится в отрасли, когда Квит все-таки решится выполнить обещание о введении в школах обучения по электронным книгам. Разве что министр реализует его как обычно – за счет родителей.

Алина Костюченко, специально для «Слово и Дело»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: