Жизнь не всегда идет размеренным шагом, в том числе жизнь политическая. Еще месяц назад, до пресловутого разгона Майдана 30 ноября, никто не мог представить и предсказать события следующих бурных недель. Сейчас мы имеем дело с охваченным жаждой мести народом, который только по причине длительной истории терпения любых издевательств, держит свое желание нереализованным. Никто и оглянуться не успел, как желание мести забаррикадировалось на Майдане Независимости, отстранившись от власти и взяв в заложники оппозиционных лидеров.
Фора для оппозиции
Есть у любой украинской оппозиции большая фора, которую не заменит ни одна политтехнология - это нелюбовь людей к власти. Именно поэтому оппозиция всегда может рассчитывать на поддержку широкой общественности и, как результат, на властные кресла. Такие отчаянно непоследовательные шаги власти, выпускающие нагора весь человеческий гнев, как отказ от подписания Соглашения об ассоциации и разгоны Майдана, требуют от политиков избрания конкретной публичной позиции. Всё, что требуется от оппозиционного политика в такие моменты - это поддержать волну протеста и негласно зачислить активистов к своим сторонникам.
Собственно это и было сделано оппозиционерами в момент начала Евромайдана - того мирного Евромайдана, собравшегося после отказа правительства от подписания Соглашения об ассоциации. Оппозиционеры пришли на готовый Майдан, и начали произносить проевропейские и антиправительственные речи, чем вызвали определенное недовольство у общественного актива. В результате оппозиция согласилась снять с митинга оппозиционной символику и слиться с общественностью.
Осада
Кто мог тогда представить, что в ночь с 29 на 30 декабря мирный Майдан будет разогнан? Наверное, никто. Однако оппозиция не побоялась воспользоваться моментом, и взять на себя председательство в движении народного сопротивления. Весь день 30 ноября, когда сотни людей без всякого призыва собрались на Михайловской площади, оппозиционеров видно не было. В это время они организовывали митинг 1 декабря. Трудно понять, какая часть людей была намеренно подвезена в столицу оппозицией, однако быстро стало ясно, что людей, которые пришли по собственной воле, гораздо больше. Обеспечить безопасность такой толпы народа невозможно, и никто о ней и не заботился. Как следствие, мирное движение утонуло в кровавых столкновениях, провокациях и т.п. Не готовы к этому были мирные жители и не готовы были оппозиционеры, хотя последние должны предусмотреть подобный поворот событий, ведь в тот самый момент, как они решились собрать толпу, ответственность за безопасность мирных митингующих легла именно на них.
Отправить правительство в отставку путем кулуарных переговоров не удалось, поэтому оппозиция вернулась к людям, и продолжила организовывать массовые митинги, зная, к каким дерзким действиям может прибегнуть власть, чтобы ослабить человеческок сопротивление. Неудивительно, что оппозиция боролась до последнего за каждого заключенного после столкновения на Банковой, ведь ответственность за арест простых митингующих легла бы именно на них. Впрочем, количество пострадавших за последние недели мирных жителей и общественных активистов зашкаливает, и вина за это частично лежит и на оппозиции, которая не смогла обеспечить безопасность людей и была не готова к жестоким действиям власти.
Никаких видимых результатов за месяц стояния Майдана оппозиция не добилась. Между тем средств было потрачено много, а впереди приближается предвыборный год, когда оппозиции придется противостоять всему властному ресурсу. По слухам, оппозиционеры рассчитывали начать предвыборную кампанию только весной, однако пришлось вступить в борьбу на три месяца раньше. Более того , оппозиционеры сами себя перемудрили, оказавшись в очень неудобной ситуации: с одной стороны у них власть, которая насмехается над их неудачным выпадом и может осудить за попытку государственного переворота, а с другой - народ, который держит оборону на организованном и финансируемом оппозиционными политиками Майдане , продолжая беспощадно критиковать и обвиняя во всех неудачах эту же оппозицию.
На сегодня ясно, что оппозиционные политики решили сделать на Майдане платформу для ведения предвыборной риторики, активно поддерживая ее разнообразными акциями, ходами, блокировками и т.п. В целом это наиболее удачный и единственный возможный выход из ситуации. Не сможет ни один из оппозиционных лидеров выйти к людям и сказать: «Все, господа, конец! Расходимся по домам, потому толку с этого никакого». Общественность такого жеста не поймет, ведь это будет означать окончательный проигрыш всех чаяний народа. Если Евромайдан себя в определенной степени скомпрометировал, как неудачную попытку изменить власть, то идея, ради которой он собирался, осталась целой и невредимой. Именно поэтому общественная огласка и поддержка не угасает, а общественный актив не устает работать. Они тоже - заложники Майдана - все те, кого ни один компромат и одна провокация не испугает и не заставит мыслить иначе.
Поэтому для любого оппозиционного лидера умышленное свертывание Евромайдана будет означать существенное снижение рейтинга, которого никакими деньгами не заменишь. Майдан держится, и средства, которые должны пойти на предвыборную кампанию, продолжают тратиться.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»