Неодинаковые Майданы

Читати українською

Последние 22 года украинцы находятся в состоянии перманентных демократических преобразований, и кто знает, как следует называть современное украинское общество - переходное, постпереходное, извечно переходное? Вспышки национального единства, которого нам так не хватает для завершения начатых преобразований, вселяют надежду на лучшее. Последние события в Украине доказали - украинцы все еще верят в лучшее.

Энтузиазм и запал, с которым люди снова вышли на Майдан для отстаивания своих убеждений, иначе не объяснить. Символизм момента заключается в том, что саммит Восточного партнерства в Вильнюсе, на котором ожидалось подписание Соглашения об ассоциации с ЕС, пришелся на знаковый для украинцев конец ноября. Именно в эти дни девять лет назад начинались события так называемой Оранжевой революции. Более того, резкий поворот власти от идеи подписания упомянутого Соглашения был объявлен в канун празднования 9-й годовщины событий 2004 года.

Поэтому дежавю ситуации почувствовали все, а мы решили сравнить два главных украинских Майдана - 2004 и 2013 годов.

Символика и лозунги. Любым знаковым политическим событиям нужна символика, которая воспринимается ее участниками на подсознательном уровне. С первых дней Майдана-2013 встал вопрос, под какими флагами выступать митингующим? В результате переговоров активистов с оппозиционными политиками и оглашения заявления Юлии Тимошенко три оппозиционные партии свернули свой ​​лагерь на Европейской площади и объединились с митингующими на Майдане Независимости под флагами Европейского Союза.

Нынешним событиям и митингу за евроинтеграцию достаточно символики ЕС и образа «Майдана», как символа единения, прозападных настроений, противостояния власти и т.п. В то же время, в 2004 году политтехнологам пришлось поработать над совершенно новой символикой и лозунгами.

Кроме того, активисты 2013 года выступили решительно против использования лозунгов об отставке правительства и объявления досрочных выборов, в то время, как в 2004 году требование отстранения от власти действующего Президента Леонида Кучмы, правительства и формального победителя президентских выборов Виктора Януковича стало краеугольным камнем протеста.

Организация. На Майдане 2004 года толпа людей стояла задолго до объявления результатов второго тура выборов. После объявления первых результатов подсчета голосов, где победу получал Виктор Янукович, количество митингующих резко возросло. Майдан-2004 был четко организован, имел четырех главных «полевых командиров» - Тараса Стецькива, Николая Томенко, Юрия Луценко и Владимира Филенко, которые координировали сотни тысяч митингующих.

Как заявляют сами организаторы нынешнего Майдана 2013 года, митинг был организован благодаря призывам в социальных сетях. По крайней мере, извне сегодняшние протесты выглядят более спонтанными, что придает «честности» ситуации. С другой стороны, такая спонтанность не обеспечила массовости участников, зафиксированной в ходе событий 2004 года.

Добавим, что во время Оранжевой революции важную роль в координации и организации протестов сыграли мобильные телефоны. В условиях контроля информационного пространства со стороны власти с помощью смс-сообщений удалось собрать большое количество людей. В 2013 году, как уже было сказано, поднять людей на протестные акции помогли социальные Интернет-сети.

Вывод. За последние несколько дней украинцы решительно и на весь мир заявили о своем евроинтеграционном выборе, а оппозиционные политики успели предоставлять новую порцию утешительных и, одновременно, несколько самоуверенных обещаний: лидер ударовцев Виталий Кличко заявил, что акция на Майдане не завершится до положительного решения вопроса подписания Соглашения об ассоциации с ЕС, и Украина обязательно будет в Европе. Народный депутат от партии «Батькивщина» Леся Оробец заявила, что оппозиция будет инициировать отставку правительства в случае срыва подписания Соглашения.

С одной стороны, Майдан 2004 года предостерег граждан от чрезмерного энтузиазма, ведь последствия Оранжевой революции разочаровали многих ее преданных активистов. С другой стороны, события 2004 года дали людям веру в то, что митинги могут кардинально менять ход истории. Так или иначе, за последние девять лет практика решения вопросов между властью и народом путем массового уличного протеста тесно вошла в общественно-политическую жизнь страны.

Тенденции к изменениям, порождающие стихийные или организованные активистами акции, по идее должны закрепляться и преумножаться нынешними политиками, которые поддерживают эти изменения. В то же время, именно они остаются слабым звеном, будучи в большей степени склонными к комфортным и выгодным кулуарным решениям, нежели к полевой и системной работе в стиле политического лидерства.

Демагогия и намерения у нас все еще подменяют действия и достижения.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ В GOOGLE NEWS

и следите за последними новостями и аналитикой от «Слово и дело»
Поделиться: