Как не превратить Майдан в Колиивщину?

Читати українською

Антиправительственные протесты, какими бы трагическими ни были их результаты, обнажили очень уязвимую особенность украинского общества - волю народа бороться за свои права, даже несмотря на отсутствие четкой организованности или так называемого гражданского общества.

Поэтому в условиях эскалации конфликта участникам протестов приходится подвергать свою жизнь реальной опасности, слушаясь команды сомнительных политических лидеров, что превращает нынешние протесты в Колиивщину XXI века - более демократическую, цивилизованную и, что максимально парадоксально, мирную. Если наши обездоленные предки-крепостные шли на господ хотя бы с вилами, то современные украинцы против «Беркута» - с бутербродами, цветами и добрыми намерениями.

Иными словами, отстаивать свои права мы готовы, однако не научились это делать разумно.

Феномен украинского Майдана - 2013 заключается в том, что толпа людей собралась совершенно стихийно, каждый делал выбор для себя сам. Однако стихия лишена конструктивного направления и, довольно часто, обречена на неудачу. Представим, что украинское общество было бы сгруппировано в общественные организации: в таких условиях нынешние протесты были бы более организованными (профсоюзы крупных предприятий и транспортники уже бы парализовали работу страны), безопасными (организованное сопротивление, а не стихийный бунт), целенаправленными (цели и план действий сформировали бы лидеры мнений), успешными (руководители общественных организаций, которые имеют доверие своих товарищей, вели бы переговоры с властью, и отстаивали интересы организованного сопротивления до последнего).

Вместо этого мы имеем уникальное в своем роде общество - не сказать, что в нем отсутствует коммуникация и сплоченность, однако сильных общественных организаций и лидеров мнений, которые защищают интересы своего сообщества, также нет. Поэтому и существует уникальное стихийное гражданское общество, которое собирается раз в девять лет и пытается одним протестом решить все проблемы и выплеснуть всю боль, которые накапливались годами.

Понятно, что это невозможно, что после завершения протестов мы вернемся жить в ту же систему, что была до них. Однако Майдана уже не будет, и каждый отдельный гражданин встретится с системой один на один, а побороть ее самостоятельно принципиально невозможно.

Европа, к ценностям которой мы так стремимся, веками боролась за свои нынешние идеалы, принципы и свободы. Методом проб и ошибок, революций и войн колыбель цивилизации доросла до рационального сосуществования. Все другие государства континента пытаются перенять, скопировать эту систему, однако они ее не строили и жертв ей не приносили. Поэтому единственный шанс дойти до положительного результата - отстаивать свои права каждый день, но не раз в девять лет. А чтобы быть в этом успешным необходимо группироваться.

Сейчас украинцы начинают это понимать, стихийно объединяться, советоваться, как вместе противостоять необдуманным поступкам власти. В частности, юристы Майдана объединились и пытаются отстаивать интересы всех, кто в эти дни попадает под руку слепой Фемиды. Бюджетники, работники государственных учреждений массово ищут пути, чтобы противодействовать принудительным поездкам на провластные митинги. Важно не упустить этот порыв.

Стихийная сила Майдана будет возникать всегда, если ее не перевести в рациональное русло. Есть надежда, что в будущем украинцы породят политические силы и лидеров, которые будут соответствовать уровню их отваги, и будут четко выполнять социальный заказ. Другим катализатором процесса могла бы стать сама власть, которая может организовать наибольшее количество площадок для общения с народом, ввести формальные народные собрания, где люди смогли бы выражать свое мнение и предложения. Украинцам не хватает коммуникации и ощущения, что власть с ними считается, элементарного объяснения государственных дел. Власть, которая изолируется от народа, обречена на ненависть и Майдан.

Илона Македон

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: