Украина сегодня – эпицентр геополитического противостояния, где столкнулись ключевые мировые игроки. Это имеет свои плюсы и минусы.
Вслед за визитами президентов Беларуси и Казахстана в Украину могут последовать визиты глав Армении и Киргизии. Но что нужно было прочитать между строк в ходе этих визитов?
Очевидно, что Лукашенко и Назарбаев целенаправленно проводят собственную политическую линию в украинском вопросе. Ни Беларусь, ни Казахстан не стали в фарватер политики Кремля и стараются выжать максимум выгод для себя в сложившейся ситуации. Белорусский и казахстанский лидеры в очередной раз показали, что заслуженно считаются опытными самостоятельными игроками на международной арене, способными реализовывать свои цели в самых сложных внешнеполитических условиях.
Ощущая на себе постоянно растущее давление Кремля, и Минск и Астана стремятся поддержать Киев и фактически предлагают ему свое содействие в борьбе с Москвой. В этой ситуации Порошенко, пользуясь безусловной поддержкой Запада, мог с легкость сформировать неформальную антироссийскую коалицию на постсоветском пространстве, что в свою очередь сделало бы его позиции действительно сильными как перед врагами, так и перед западными союзниками.
Не даром президент Казахстана Нурсултан Назарбаев на встрече с Петром Порошенко заявил о готовности способствовать восстановлению экономического сотрудничества Киева и Астаны и ускорению мирного процесса на Донбассе.
Также важным моментом договоренностей стало решение о том, что Республика Казахстан будет поставлять в Украину энергетический уголь из Экибастузского угольного месторождения.
Тема энергетики для наших стран всегда была ключевой. Напомним, в 2010 году на пространстве СНГ возникла неформальная тройка Лукашенко – Алиев – Саакашвили, инициатором создания которой считался тогда грузинский президент. Именно их согласованные действия неоднократно позволяли трем небольшим государствам успешно противостоять давлению Кремля в самых разных сферах. И именно тогда были сформулированы ряд альтернативных российским энергетических проектов, которые вызывали реальные опасения у Москвы. Одним из самых ярких можно назвать поставки венесуэльской нефти в Беларусь. Увы, сегодня Порошенко пока не в состоянии подняться на этот уровень.
Однако слабость нынешнего украинского Президента и победившей элиты заключается в том, что они не могут использовать данное ситуативно возникшее преимущество. Порошенко остается объектом, а не субъектом международных отношений в этой ситуации. Вместо того, чтобы, используя помощь США и Запада, действительно активно включиться в борьбу за передел сфер влияния на бывшем постсоветском пространстве, при этом имея все шансы ее возглавить, Президент Украины предпочитает оставаться второразрядной фигурой в развернувшейся геополитической партии.
Естественно, сама по себе борьба сопряжена с большими человеческими и материальными потерями для страны. В то же время она предоставляет Украине огромную возможность для смены цивилизационной парадигмы, полному переформатированию сложившейся общественно-политической и социально-экономической модели. В этих условиях действующая власть имеет огромный как внутренний, так и внешний кредит доверия для реализации данного стратегического разворота.
Александра Решмедилова, политолог, специально для «Слово и Дело»
***
Редакция «Слово и Дело» может не разделять точку зрения автора. Редакция не отвечает за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль ее носителя.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»