Стипендия-2015: чего ждать студентам?

Читати українською

Уже две недели в студенческой среде продолжаются дискуссии относительно инициативы нового правительства об отмене студенческих стипендий. Так, Минфин подготовил предложения по изменениям в законодательные акты в рамках подготовки проекта Госбюджета на 2015 год, согласно которым предложил с 1 сентября 2015 отменить стипендии студентам-бюджетникам. Выплаты планируется сохранить только за детьми-сиротами, детьми-инвалидами, детьми из малообеспеченных семей и за лицам, имеющими семьи с детьми.

В общем, Минфин внес еще ряд изменений, согласно которым только в области образования планирует сэкономить минимум 17,64 млрд. грн. Уже через несколько дней после обнародования инициатив правительства, усилиями студенческих профкомов развернулась широкая кампания по привлечению молодежи к участию в анонсированной Федерацией профсоюзов Всеукраинской акции протеста. «Всеукраинская акция протеста профсоюзов состоится в г. Киеве путем пикетирования Верховной Рады Украины в связи с наступлением правительства на конституционные права работающих при формировании Государственного бюджета Украины на 2015 год», – говорится в анонсе ФПУ.

Не смотря на то, что акция протеста носит предупредительный характер, такие действия ФПУ можно рассматривать как определенный деструктивный фактор. Ведь упор на участии студентов в акции делается не зря: расчет связан с активностью молодежи о нарушении их прав и, как следствие, возможного «расшатывания» ситуации в обществе. Такие действия якобы должны стать «первым звонком» для правительства и заставить нынешнюю власть прекратить наступление на социальные права граждан.

В то же время и сами чиновники не пытаются хоть как-то нейтрализовать протестные настроения среди молодежи, в частности внедряя диалог со студенчеством и объясняя необходимость экономии средств в следующем году. Ситуация чем-то напоминает весенние акции протестов на Донбассе под лозунгами «Нас не слышит центральная власть». Весь этот спектр факторов дает основания считать, что нагнетание ситуации осуществляется искусственным образом.

К тому же, сами студенты дают собой манипулировать. Во-первых, после событий Евромайдана, студенческое сообщество так и не смогло объединиться в единую мощную организацию для защиты своих прав и представления своих интересов в общенациональном масштабе. В случае координации своих усилий, студенты получили бы организацию, которая могла бы вести диалог с Минобразования на равных и предлагать свои шаги по реформированию высшего образования. Во-вторых, ФПУ по факту не имеет права использовать усилия студентов, ведь студенческие профсоюзы - это еще один обломок советской системы социальных льгот и привилегий. По факту, профсоюзы представляют интересы работающих граждан, то есть, наемных работников. Принадлежат ли студенты именно к этой социальной группе? Очевидно, что нет: студенты имеют право получить качественное высшее образование, и для этого им также нужно вести диалог с исполнительной властью. Однако студенчество - никак не может быть еще одной дотационной прослойкой общества, которое государство удерживает за свой счет. Итак, роль студентов в акции 23 декабря - обычная «массовка» и плодотворная почва для возможных провокаций.

Вопросов к коммуникации между студентами и правительством - много. Формат существования такого явления как «студенческие стипендии» также лежит в плоскости коммуникации двух заинтересованных сторон.

А напоследок следует упомянуть и о роли Федерации профсоюзов и ее руководства во всей этой истории. В частности, ни один из руководителей разветвленной системы профсоюзных организаций не изменился со времен режима Януковича. Можно возразить автору этих строк: мол, при чем здесь власть к независимым профсоюзным организациям, ведь это противоположные по своей сути и функциям структуры? Однако, вспоминая о ходе революционных событий, которые происходили в центре Киева год назад, приходим к выводу: профсоюзы использовали с целью давления на мирных протестующих. В частности, в Доме профсоюзов, который находится на Майдане Независимости с 1 декабря 2013 года находился Штаб сопротивления революционеров. По словам тогдашнего коменданта Дома профсоюзов Степана Кубива, с ФПУ был заключен договор об аренде помещения сроком на месяц и с возможностью пролонгации. Еще тогда руководство ФПУ не возражало такому развитию событий, однако уже в январе всеми возможными методами, в том числе и через суд, пытались выселить протестующих из помещения под формальным предлогом использования его не по назначению. Какая история с Домом профсоюзов - знают все.

С июня 2014 года ФПУ возглавляет Григорий Осовой, карьера которого всю жизнь была связана с профсоюзной деятельностью. Стоит также упомянуть, что он еще с 2006 года был заместителем председателя ФПУ. Сейчас именно господин Осовой взял на себя смелость мобилизовать все усилия профсоюзов на фронте борьбы за социальные права работающих граждан. «Мы убеждены, что только путем социального диалога, публичной дискуссии мы сможем не допустить псевдореформаторских инициатив, которые угрожают потерей положительных достижений в сфере социальной защиты трудящихся и приведут к усилению социальной напряженности, к сомнениям граждан в справедливости и способности государства стать действительно социальным», - подчеркнул господин Осовой во время одного из своих выступлений.

Эксперты же отмечают, что ФПУ никогда не была движущей силой, которая способна и защитить интересы работающего населения, и в то же время стать эффективным коммуникатором с властью. «Акция (протеста авт.) будет какая-то. Но есть большие сомнения в дееспособности и мобилизационной способности Федерации профсоюзов. Профсоюзы у нас давно перестали быть серьезным фактором политики. Собственно, никогда и не были», – считает руководитель Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко.

Впрочем, в правительстве уже заявили о том, что стипендии и другие социальные выплаты урезать не будут. «Не надо повторять те вещи, которые подхватила «братская» к нам пресса. Никакой отмены стипендий не будет. Никакого повышения пенсионного возраста не будет», – заявил вице-премьер, министр культуры Вячеслав Кириленко. Правда, Кабмин может пойти и другим путем – сократить социальные выплаты отдельными законодательными инициативами в течение года, чтобы не привлекать лишнего внимания общественности к совершенно непопулярным и резонансным по своей сути инициативам.

Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»

***

Редакция «Слово и Дело» может не разделять точку зрения автора. Редакция не отвечает за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: