Террористам тут не место: можно ли изгнать россию из ООН и как это сделать

Парадоксально, но террористическая организация под названием «россия», которая совершила самое большое количество террористических актов со времен ИГИЛ и самое большое количество военных преступлений со времен существования Третьего Рейха, все еще остается членом самой главной международной организации – Организации Объединенных наций (ООН). И не просто членом, а постоянным членом Совета Безопасности ООН – ключевого органа в деле поддержания мира и порядка.

«Слово и дело» разбиралось, можно ли изгнать россию из рядов ООН, или хотя бы из состава СБ ООН, и как это можно сделать.

Почему россию надо гнать из ООН

Основной проблемой, которая связана с россией, считается то, что рф, как постоянный член СБ ООН, имеет право вето; блокирующий голос россии способен парализовать деятельность Совета Безопасности, что уже, собственно, не раз происходило. Россия активно ветирует любые резолюции, любые решения, любые требования СБ, которые направлены против нее и в пользу Украины.

Такая ситуация не устраивает, понятное дело, никого; еще 24 сентября президент Европейского совета Шарль Мишель призвал приостановить членство рф в СБ ООН. Спустя три дня президент Украины Владимир Зеленский призвал и вовсе изгнать страну-агрессора из рядов организации, так как ей там не место.

В США согласны с тем, что ООН нужно реформировать, так как текущая ситуация является неприемлемой. Среди прочего, там предлагают расширить состав СБ ООН, увеличив количество постоянных членов, а также реформу права вето.

В то же время США ничего не сказали о том, что россию нужно выгнать из ООН. А постпред Украины в ООН Сергей Кислица считает, что и реформы никакой в ближайшие 10-15 лет ждать не стоит, да и россию не выгонят, потому что она имеет ядерное оружие.

Реально ли вообще выгнать рф из ООН

На самом деле, вполне реально. Законность пребывания рф в составе СБ и в составе организации в целом весьма сомнительна. Дело в том, что россия, по заявлениям москвы, заняла место СССР в СБ ООН, так как является правопреемником Советского Союза – однако это не совсем так.

Украина и Беларусь получили свои места в ООН действительно «по наследству» – еще при Сталине Украинская и Белорусская ССР были введены в состав ООН, как одни из наиболее пострадавших стран во время Второй мировой войны (это, если верить официальной версии, реальность же куда проще – Сталину требовались два дополнительных голоса в организации), то есть, эти страны существовали ранее, и после распада СССР просто продолжили свое существование. В то же время страны под названием «СССР» больше не существует, как данности, что признали в 1991 году президенты рф, Беларуси и Украины – Борис Ельцин, Станислав Шушкевич и Леонид Кравчук.

Что говорит по этому поводу устав ООН?

Там сказано следующее: государство-правопреемник не имеет права наследовать от государства-предшественника статус члена ООН, не говоря уже о месте в Совете Безопасности. Исключение только одно – если это так называемое государство-континуатор, т.е. оно сменило состав правительства, Конституции, территорию, или название, но продолжает существовать.

В то же время российская федерация – это совершенно новое государство, возникшее на месте СССР. То есть, согласно уставу ООН, она должна была подавать новую заявку на членство; согласно Беловежским соглашениям, СССР, как субъект, был ликвидирован. Проблема кроется в том, что западные дипломатические круги до недавнего времени считали, что россия все же является тем же самым СССР, который просто «сменил обертку» – состав правительства, Конституции, территорию и название – но продолжает существовать.

К тому же, россия максимально затянула передачу в ООН текста Беловежских соглашений, где провозглашалась ликвидация СССР, а США закрыли глаза на такое явное несоответствие устава ООН с действиями рф.

Таким образом, оперируя данными о незаконности пребывания рф в ООН, можно добиться ее исключения.

Подводные камни

Правда, как уже было сказано, добиться изгнания россии из ООН будет нелегко. Согласно уставу ООН, невозможно изгнать из Совета безопасности и организации действующего члена, даже если он систематически нарушает этот самый устав. А самое смешное, что даже изменить устав, чтобы изгнать нарушителя, невозможно без согласия всех членов организации – в том числе и того, кто устав нарушает. Нетрудно догадаться, что россия ни за что в жизни не поддержит изменение устава, которое позволит лишить кремля членства в ООН.

К тому же, на стороне россии может выступить и Китай, если дело будет решаться в рамках Совета безопасности ООН, или еще и Беларусь с Ираном – если дело будет вынесено на Генеральную Ассамблею. Правда, второй случай легче, ибо что значат два голоса против голосов десятков других стран?

Эксперты и юристы называют два возможных сценария изгнания рф из ООН:

  • «Югославский»: согласно этому сценарию, по инициативе Украины Советом Безопасности признается, что СССР прекратил свое существование, следовательно, россия не имеет права занимать свое место в СБ ООН и должна заново подавать заявку на членство в организации в целом. При этом тут можно провести решение, как процедурное, т.е к нему не может быть применено право вето и нужно большинство голосов, а не полное согласие всех, также россия в этом случае не получит права голосовать.
  • «Китайский»: может быть применен в случае, если нужно провести изгнание рф, не прибегая к обсуждению в СБ ООН. Генеральная Ассамблея в этом случае по представлению Украины должна признать, что поскольку СССР распался, никто не может представлять интересы этой страны в ООН, а значит, россия, которая заняла место СССР в организации, должна быть изгнана.

В любом случае, вопрос с изгнанием россии из ООН нужно решить в кратчайшие сроки. Причина не столько в том, что россия – позор ООН, так как «прославилась» терроризмом на государственном уровне и военными преступлениями; а в том, что пока рф заседает в ООН, говорить о каком-то движении к миру и привлечении российских военных преступников к ответственности не приходится.

Антон Корж, специально для «Слово и дело»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО