Одновременно с местными выборами год назад Владимир Зеленский инициировал проведение всеукраинского опроса – почти аналога референдума, только без юридических последствий. Украинцам предложили ответить на пять вопросов, которые, по словам президента, «мы обсуждаем на кухне, на улице и в интернете, спорим с друзьями и таксистами». Опрос нельзя было назвать репрезентативным, поскольку формату социологического он не отвечал, а один участник мог проголосовать и несколько раз. Более того, окончательные результаты опроса гражданам тоже не представили. Спустя год «Слово и дело» решило разобраться, на каком этапе реализации находятся идеи Зеленского, мнение о которых он узнавал у украинцев.
Вопрос №1: пожизненное заключение за коррупцию
Первый вопрос звучал так: «Поддерживаете ли вы идею пожизненного заключения за коррупцию в особо крупных размерах?». По предварительным данным, 82,97% украинцев поддержали идею, 13,8% – были против.
За год Владимир Зеленский и его партия не предложили настолько ужесточить наказание за коррупцию. В Верховной раде есть только один законопроект о внесении изменений в Уголовный кодекс Украины о введении пожизненного лишения свободы за особо тяжкие коррупционные преступления. Его за несколько дней до опроса зарегистрировала фракция «Батькивщина», инициативу на рассмотрение не выносили.
За прошедшее после опроса время парламент только установил уголовную ответственность за декларирование недостоверной информации и непредставление декларации – за это грозит до двух лет лишения свободы.
Подробнее об уровне коррупции в Украине о том, как с ней борются антикоррупционные органы, можно посмотреть на инфографиках.
Вопрос №2: создание СЭЗ на Донбассе
Если судить по предварительным результатам, создание свободной экономической зоны на Донбассе было единственным вопросом, мнения по которому у граждан разделились: поддержали создание 46,7%, против выступили 46,4%.
Речь идет прежде всего о свободной экономической зоне на подконтрольной Украине территории Донецкой и Луганской областей. По мнению Офиса президента, это должно ускорить реинтеграцию территорий и сделать регион привлекательным для бизнеса. «Ввести свободную экономическую зону на оккупированной территории сейчас невозможно. Никто не будет это делать. Это будет тогда, когда произойдет деоккупация, мы будем контролировать границу, это будет полностью наша территория, когда там будут выведены все войска», – говорил Владимир Зеленский.
Еще до президентского опроса создать СЭЗ на Донбассе обещала партия «Оппозиционная платформа – За жизнь», а несколько внефракционных нардепов внесли такой законопроект в парламент.
Уже после опроса в плане законопроектных работ Верховной рады значилось, что до мая 2021 года должны были зарегистрировать проект «О внедрении эксперимента относительно создания территории приоритетного развития на территории Донецкой и Луганской областей», который и предусматривал создание СЭЗ. Но Кабинет министров, который был ответственным за это, инициативу не регистрировал.
Так что пока идея о свободной экономической зоне на Донбассе находится только на уровне обещаний президента и представителей его Офиса.
Вопрос №3: сокращение количества нардепов
Зеленский спросил у украинцев, нужно ли сократить количество депутатов в Верховной раде до 300 человек: около 89,6% граждан поддержали реформу, 7,1% – нет.
В этом вопросе из всех пяти наибольший прогресс. Еще в августе 2019 года, не спрашивая мнения украинцев, Зеленский зарегистрировал в Раде законопроект о сокращении депутатского корпуса. Конституционный суд признал проект соответствующим Основному закону, правда с некоторыми замечаниями.
В феврале 2020 года президентский законопроект был принят в первом чтении. Для принятия во втором нужно минимум 300 голосов, но их в Верховной раде нет. Буквально месяц назад это подтвердил Руслан Стефанчук: «Изменения в Конституцию – это такая вещь, где «Слуги народа» не хватает. Ведь нам нужны 300 голосов в зале. Я просто откровенно скажу, что сейчас консолидацию других фракций относительно вопроса уменьшения Рады, отзыва нардепов и других внутренних вещей найти пока не удается».
В январе законопроект прошел комитет, его должны были ставить на голосование, но тогдашний спикер Дмитрий Разумков не стал этого делать именно из-за отсутствия поддержки.
Вопрос №4: легализация медицинского каннабиса
Четвертый вопрос от президента звучал «Поддерживаете ли вы легализацию каннабиса в медицинских целях – для уменьшения боли у тяжелых больных?». «Считаем несправедливым оставлять решение этого вопроса только политикам. Без ясно выраженного мнения народа соответствующая дискуссия может продолжаться еще много лет, не выходя на уровень принятия решений», – заявляли у Зеленского.
По предварительным данным, 64,9% украинцев легализацию поддержали, а 29,5% – нет.
Напомним, что у самого Зеленского мнение по вопросу легализации менялось. Перед президентскими выборами он говорил, что поддерживает узаконивание медицинской марихуаны, а через несколько месяцев после выборов заявил декриминализовать марихуану не время. Тем не менее, осенью прошлого года президент спросил у украинцев, стоит ли это делать.
В ноябре 2020-го в «Слуге народа» сообщили, что специальная рабочая группа в парламенте уже нарабатывает законопроект о медицинском каннабисе. В июне этого года совместную инициативу зарегистрировали нардепы от «Слуги народа», «Голоса», «Европейской солидарности», а также некоторые внефракционные.
Законопроект предусматривал, что коноплю можно будет использовать в медицинских целях и научно-технической деятельности. Предпринимателям предлагали дать право выращивать коноплю и производить из них лекарства в Украине (при условии получения лицензии), а тяжелобольные люди могли получать каннабис по рецепту врача.
Но в июле законопроект не смогли принять в первом чтении – «за» были только 184 нардепа: «Слуга народа», «Голос», часть «Европейской солидарности» и группы «За майбутнє». Хотя в «Слуге народа» говорили, что от фракции будет 200 голосов, по факту было только 152. После СМИ писали, что Владимир Зеленский устраивал «разборки» с фракцией из-за проваленного законопроекта.
Несмотря на неудачу, Рада еще вернется к вопросу легализации. «Я думаю, что будем немного в другом формате этот вопрос подавать. Там действительно вопрос, что не все понимают, как эта индустрия должна работать. Мы уже записали эти вопросы, отработаем их и потом будем уже осенью подавать еще раз в Раду», – заявил глава фракции «Слуга народа» Давид Арахамия.
Вопрос №5: о Будапештском меморандуме
Финальный вопрос звучал так: «Нужно ли Украине на международном уровне поставить вопрос об использовании гарантий безопасности, определенных Будапештским меморандумом?».
Вопрос был довольно сложным, но около 74% граждан поддержали такое обращение, около 17% – нет.
Напомним, подписанты меморандума – США, Россия и Великобритания – обязались воздерживаться от угрозы или применения силы против территориальной целостности или политической независимости Украины. «Нужно ли Украине поднять сегодня на международном уровне вопрос: либо все подписанты меморандума выполняют взятые на себя обязательства, либо никто? Нашему государству нужен мандат от народа для того, чтобы обращаться к государствам-подписантам Меморандума по выполнению их обязательств», – объясняли вопрос в ОПУ.
При этом Зеленский подчеркивал, что речь не будет идти о восстановлении ядерного потенциала Украины, а власть не будет сообщать о дальнейших действиях, если граждане «одобрят» вопрос. Поэтому сложно сказать, есть ли в этой идее какой-то прогресс.
Но в июне в интервью изданию Frankfurter Allgemeine Zeitung Зеленский говорил, что Украина может подписать с западными странами новый документ по типу Будапештского меморандума: «Украина может иметь план «Б», когда Украина получает полностью свою территориальную целостность, получает свои территории, это будет закреплено не в условном чем-то вроде Будапештского меморандума, который могут нарушать. А будут серьезные игроки – Евросоюз, США, которые закрепляют статус Украины в ситуации с безопасностью. Это вполне может быть для того, чтобы выйти из коллапса, в котором сейчас находится Европа. У нас есть понимание такого плана, и откровенно скажу, что я собирался говорить о таком плане с президентом Байденом, потому что это уже за пределами Нормандского формата».
Напомним, на инфографиках 1,2,3,4 и 5 можно посмотреть на мировой опыт по все вопросам, заданным Владимиром Зеленским.
Александра Худякова, специально для «Слово и дело»
Лучшие инфографики от аналитиков «Слово и дело» каждый день без лишнего текста – в телеграм-канале Pics&Maps.
Хотите обсудить эту новость? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.