Подкаст «Словом» за 27 сентября: германские выборы без Меркель и динамика изменения госдолга Украины

О выборах в Германии без Меркель. О том, как часто украинские министры появляются с отчетом в парламенте. О том, как «долго запрягают» вновь созданные органы в Украине. И о динамике изменений внешнего и государственного долга нашей страны за последние 10 лет. «Слово и дело» предлагает обзор самых важных новостей и собственной аналитики в аудиоформате - в подкасте «Словом».

Выборы без Меркель: кто может стать следующим канцлером

В Германии состоялись парламентские выборы. Утром 26 сентября в стране открылись более 60 тысяч избирательных участков, - сообщает Spiegel. Канцлер Ангела Меркель на этот раз свою кандидатуру не выдвигала. Согласно недавним опросам, самый высокий уровень поддержки избирателей перед голосованием был у Социал-демократической партии (25%). Политический союз ХДС/ХСС поддерживали 22% потенциальных избирателей, партию зеленых – 17%.

Чтобы сформировать руководящую коалицию в новом Бундестаге, нужно 374 депутата. Отметим, что выборы в Бундестаг проводятся раз в четыре года. По итогам выборов по предложению президента ФРГ новый парламент избирает канцлера.

Напомним, кандидат в канцлеры Германии от ХДС/ХСС Армин Лашет, которого называют вероятным преемником Ангелы Меркель, изменил свою позицию по поводу российского газопровода «Северный поток-2» – он заявил, что полностью поддерживает его запуск.

Как часто министры ходят с отчетом в Верховную раду

Причиной стремительного роста цен на газ на европейских биржах является так называемая политика российского «Газпрома» с помощью шантажа. Такое мнение высказал премьер-министр Денис Шмыгаль в ходе часа вопросов к правительству в Раде.

«То, что мы видим по ценам на газ на европейских биржах, - это энергетическая война, которую «Газпром» развязал для шантажа и введения в эксплуатацию Северного потока-2. Это очевидный факт, который подтверждается и уменьшением экспорта со стороны российского монополиста по сравнению с предыдущими годами, и отказом от бронирования дополнительных мощностей украинской газотранспортной системы», - сказал премьер.

Кстати, именно Денис Шмыгаль чаще всего выступал перед народными депутатами во время пятничного часа вопросов к правительству в парламенте, в целом – 9 раз. Премьер-министр рассказывал о подготовке к отопительному сезону, выполнении бюджета, ситуации с коронавирусом.

Шесть раз в парламент уже вызвали бывшего министра здравоохранения Максима Степанова. Он рассказывал, конечно, о закупке вакцины от COVID-19, карантине и зарплатах медиков.

Министр социальной политики Марина Лазебная дважды выступала во время часа вопросов к правительству. Лазебная рассказывала, как выполняется Постановление Рады «О состоянии социальной защиты детей и неотложных мерах, направленных на защиту ребенка в Украине», а также о законе «О социальной политике».

По одному разу выступали уже экс-министр внутренних дел Арсен Аваков, министр финансов Сергей Марченко, министр обороны Андрей Таран, бывшая и.о. министра образования Любомира Мандзий и Сергей Шкарлет (тогда тоже в статусе и.о.), вице-премьер Алексей Резников, глава МИД Дмитрий Кулеба и министр аграрной политики Роман Лещенко.

О чем докладывали министры парламента во время часов вопросов к правительству - читайте в нашем аналитическом материале на сайте и в телеграмм-канале.

Как долго в Украине запускают вновь созданные государственные органы

Владимир Зеленский еще в марте подписал закон о создании Бюро экономической безопасности, которое будет заниматься расследованием всех экономических преступлений и разгрузит таким образом Службу Безопасности Украины и Государственное Бюро Расследований.

В конце августа был избран глава БЭБ, а сам орган должен был заработать в начале осени. Однако запуск Бюро отложили до конца ноября. И это не единственный случай, когда вновь созданный орган начинает работать не сразу.

В марте 2014 года в Украине создали Национальную гвардию – как военное формирование с правоохранительными функциями на базе МВД. Однако фактически Нацгвардия начала работать через три месяца.

В октябре 2014 года приняли законы о создании Национального антикоррупционного бюро, которое занимается предотвращением, выявлением и раскрытием коррупционных преступлений, и Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции, который реализует государственную антикоррупционную политику, а также занимается проверкой деклараций госслужащих.

НАБУ начало работать в конце 2015 года. С тех пор его неизменным главой является Артем Сытник. А вот для полноценного запуска НАПК понадобилось почти два года, ведь заработал орган в августе 2016 года.

Главой НАЗК с начала 2020 года является Александр Новиков. Недавно в интервью «Слово и дело» он рассказывал, что сейчас происходит с агентством и как оно работает.

В начале июля 2015 одобрили создание Специализированной антикоррупционной прокуратуры как подразделения Офиса генпрокурора, которое, в частности, следит за соблюдением законов во время работы НАБУ и занимается поддержанием государственного обвинения в соответствующих производствах. Для избрания главы и полноценного старта работы органа понадобилось четыре месяца.

Национальное агентство по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений (АРМА) создали в Украине в ноябре 2015 года, однако полноценно заработало оно почти через два года – в октябре 2017-го. С декабря 2019 года АРМА не имеет полноценного руководителя, а должность главы занимали исполняющие обязанности.

В конце 2015 года приняли закон о создании Государственного бюро расследований, которое рассматривает те уголовные производства, в которых фигурируют правоохранители, судьи и высшие служащие. Первого руководителя ГБР выбрали только через два года - в ноябре 2017-го, а полноценно заработало Бюро еще через год. С конца 2019 года, кстати, в ГБР руководящую должность также занимали исполняющие обязанности.

О том, какие еще органы создавали в Украине с 2014 года, и как быстро они приступали к работе - читайте подробнее в нашем аналитическом материале с инфографикой на сайте.

Как менялся государственный и внешний долг Украины

По итогам II квартала 2021 года Украина нарастила свой государственный долг на два миллиарда долларов, суммарно он составил 125,3 млрд. Столько страна задолжала по внешним займам и невыплаченным по ним процентам.

При этом валовой внешний долг Украины по итогам 10 лет почти не изменился, однако были периоды заметных колебаний.

В 2011 году внешний долг составил 126,2 млрд долларов. За два года он вырос до 142,1 млрд долларов. С 2014 года до 2016 долг уменьшился до 112,5 млрд долларов (на 4,4% относительно предыдущего года). С 2017 года внешний долг в основном рос и по результатам первого полугодия 2021 года дорос именно до 125,3 млрд долларов.

Государственный и гарантированный государством долг Украины в 2011 году составил 59,2 млрд долларов. Это средства, которые государство задолжало всем кредиторам (юридическим и физическим лицам, иностранным государствам, международным организациям).

Два года подряд он рос, а в 2014-2015 годах снизился до уровня в 65,5 млрд долларов. После чего последовательно рос и по состоянию на конец июня 2021 года составил 92,5 миллиарда долларов.

Динамика изменений внешнего государственного долга Украины, а также мирового долга - мы исследовали и отразили в удобной инфографике, доступной на нашем сайте.

Больше цифр, больше фактов, материалов и аналитики — находите на slovoidilo.ua

Лучшие инфографики от аналитиков «Слово и дело» каждый день без лишнего текста – в телеграм-канале Pics&Maps.

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО