Непоследовательные нардепы: как парламентарии голосуют вопреки своим обещаниям

Депутаты Верховной рады не всегда ответственно относятся к своим обещаниям – не выполняют их в срок или выполняют только частично. Есть также случаи, когда нардепы обещают придерживаться одной позиции при голосовании, но затем кардинально ее меняют. «Слово и дело» предлагает посмотреть, кто из парламентариев голосовал за решения ВР вопреки своим же заявлениям.

Чаще всего депутаты меняют свою позицию, когда голосование касается кадровых назначений в Кабмин. Например, в июле 2020-го депутат от «Оппозиционной платформы» Илья Кива обещал не голосовать за отставку тогдашнего главы Нацбанка Якова Смолия, пока не будет проведен аудит его деятельности.

Но в день Х половина фракции ОПЗЖ, включая самого Киву, поддержали отставку Смолия, не дождавшись возможного аудита его деятельности. При этом за несколько минут до голосования Николай Скорик выразил позицию фракции: сначала расследование деятельности Смолия и его предшественников ‒ затем отставка.

«Слуга народа» Марина Бардина в мае этого года заверяла, что проголосует за отставку главы МОЗ Максима Степанова: «Без сомнения проголосую за отставку, ведь мною было подписано уже два постановления о смене министра здравоохранения». В результате Бардина вообще отсутствовала во время голосования.

Через несколько дней после отставки Степанова нардеп от «Слуги народа» Олег Дунда обещал поддержать кандидатуру Виктора Ляшко на должность министра здравоохранения. Но только при условии, что тот озвучит сроки вакцинации населения от COVID-19. Ожидаемые показатели по вакцинации Ляшко назвал в эфире шоу «Право на владу», но Дунда в голосовании участия не принял, хоть и был зарегистрирован в сессионном зале.

Александр Дубинский обещал не голосовать за назначение Виктора Ляшко главой МОЗ: «Виктор Ляшко такой же «соросенок» и сторонник Супрун, как и сама Супрун. Я лично голосовать за министра здравоохранения Ляшко не буду». Но 20 мая проголосовал «за», хотя обещал совсем противоположное.

Кроме того, Дубинский изменил свое позицию на счет назначения Юрия Витренко министром энергетики. 16 декабря депутат обещал поддержать кандидатуру Витренко. «Он достаточно профессионально и обнадеживающе давал понимать о своих планах по понижению тарифов и по увеличению мощностей атомной энергетики. Если с такой логикой он будет работать дальше – я проголосую за него плюсом», – объяснил он.

17 декабря в Верховной раде было первое голосование за Витренко. Хотя назначить министром его не смогли, Дубинский голосовал «за». А вот во время повторного голосования в январе депутат уже был «против». При этом сам Витренко подчеркивал, что его позиция по всем вопросам осталась неизменной.

В свою очередь, «слуга народа» Александр Качура обещал голосовать «точно против» кандидатуры Витренко, но в январе поддержал его.

Член фракции «Слуга народа» Богдан Яременко пообещал не голосовать за назначение Сергея Шкарлета министром образования. «Мой личный опыт взаимодействия с Министерством образования и науки при попытке урегулирования конфликта вокруг реформирования Олимпийского колледжа имени Поддубного не позволит мне проголосовать за предложенную кандидатуру министра», – заявил он.

Однако 17 декабря Яременко отдал голос за Шкарлета. Позже в эфире программы «16+» он объяснил перемену своей позиции: «Это не единственный грех в моей жизни. Это один из самых больших. Как говорят, происходит все в последнюю ночь, когда идут переговоры, когда на тебя давят, убеждают. Давят – имеется в виду тебя просят сделай вот так... Есть масса аргументов, к тебе могут подойти и начать убеждать сделать. Я поддался на это давление. Мне стыдно за это. Но, что было то было».

Депутат группы «За майбутнє» Виктор Бондарь в мае пообещал голосовать за отставку министров и всего правительства, мотивируя это тем, что кадровые изменения в Кабмине ни на что не влияют и правительство действует бессистемно. Бондарь поддержал увольнение Максима Степанова и Игоря Петрашко, но не голосовал за отставку Владислава Криклия и провалил обещание.

Ольга Василевская-Смаглюк накануне увольнения Криклия, Петрашко и Степанова обещала не голосовать за отставку ни одного из министров. Но в итоге поддержала отставку Степанова и Петрашко.

Результаты голосования за государственный бюджет тоже часто расходятся с обещаниями парламентариев. Андрей Николаенко заверял, что фракция «Батькивщина» не поддержит проект бюджета на 2021 год: «Батькивщина» не будет за это голосовать. Призываю не голосовать всех. Пусть идут и делают нормальный документ». Но половина фракции поддержала документ в декабре.

Игорь Палица обещал, что группа «За майбутнє» тоже не будет голосовать за госбюджет-2021: «Этот бюджет сделан на коленке непонятно каким специалистом. Мы голосовать за этот бюджет не будем. Пусть переделывают». Между первым и вторым чтением Кабмин не вносил кардинальных изменений в бюджет, но группа решила «подставить плечо правительству, хотя проект бюджета очень нравится» и дала 21 голос. Сам Палица тоже голосовал.

Дубинский также говорил, что бюджет-2021 «антинародный» и во втором чтении он его не поддержит. Несмотря на это, депутат голосовал «за».

Из других интересных случаев, когда депутаты кардинально меняли свою позицию, можно отметить обещание Ирины Верещук. Нардеп говорила, что поддержит оба постановления о создании ВСК по «вагнеровцам» – и авторства фракции «Голос», и авторства «Слуги народа».

В результате за постановление о создании ВСК именно по делу «вагнеровцев» Верещук не голосовала, зато поддержала создание другой ВСК – по расследованию возможных противоправных действий представителей государственной власти и других лиц, способствовавших нарушению государственного суверенитета и территориальной целостности Украины.

Также у Верещук менялась позиция относительно законопроекта о легализации медицинского каннабиса. В июле 2020-го она обещала проголосовать «за», а в июле этого года во время голосования воздержалась.

Николай Княжицкий обещал, что фракция «Европейская солидарность» не поддержит закон о восстановлении работы Высшей квалификационной комиссии судей. Во фракции считали, что закон противоречит Конституции и содержит много субъективных подходов к выбору членов ВККС. Тем не менее, 22 члена фракции из 27, в том числе сам Княжицкий, проголосовали за закон.

Напомним, ранее «Слово и дело» писало, какие кадровые ротации в правительстве обещали поддержать или не поддержать нардепы.

Также мы разобрались, кто из депутатов провалил свои предвыборные обещания по ВККС и возвращению ответственности за незаконное обогащение.

Лучшие инфографики от аналитиков «Слово и дело» каждый день без лишнего текста – в телеграм-канале Pics&Maps.

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО