Накануне нового политического сезона все чаще обсуждаются возможные кадровые ротации в правительстве. На правительственных заседаниях постоянно рассматриваются кадровые вопросы, однако оценить работу и принять решение относительно отставок или назначений тех или иных министров, или же всего Кабмина в полном составе – имеют возможность только народные депутаты.
А точнее, говоря о нынешнем составе парламента, принять соответствующие решения может, по сути, монобольшинство «Слуги народа». Тогда как инициатором вполне может стать и Офис президента во главе с главой государства. По крайней мере, такая модель работает последние 2 года.
Интересен и другой вопрос ‒ как будут происходить кадровые ротации: будет ли принято решение о полной перезагрузке правительства или только отдельных министров? В конце концов, каких именно отставок, скорее всего, следует ожидать уже осенью текущего года?
Перемешивание правительственной команды
Разговоры о кадровых ротациях в правительстве участились на фоне недавней отставки уже бывшего министра внутренних дел Арсена Авакова.
Вероятно, рассматриваются два возможных сценария: либо в отставку уйдет все правительство Дениса Шмыгаля, или только отдельные министры. При этом, если говорить о первом сценарии ‒ открытым остается вопрос, кто может стать кандидатом на замену действующему премьер-министру?
Ведь на самом деле, публичных замечаний к нынешнему главе правительства нет ни со стороны Офиса президента, ни со стороны монобольшинства. Информационные атаки из оппозиционных лагерей звучат вяло ‒ все хорошо понимают, что «бить» нужно по рейтингам президента Владимира Зеленского.
В политическом измерении Денис Шмыгаль вряд ли может составить конкуренцию любому рейтинговому украинскому политику, не говоря уже о действующем главе государства. И главное препятствие ‒ низкая узнаваемость главы правительства. По данным исследований социологической группы «Рейтинг», в апреле текущего года ‒ после года в должности премьер-министра ‒ около трети опрошенных респондентов не знали, кто такой Денис Шмыгаль. В июне-июле, по данным уже другого исследования, премьер-министру Денису Шмыгалю доверяли 16%, не доверяли ‒ 52%, и почти треть, 28%, ‒ «не слышали о таком».
Говорят, что на место нового главы правительства как возможных кандидатов рассматривают нынешнего министра развития общин и территорий Украины Алексея Чернышова или секретаря СНБО Алексея Данилова. Однако, по оценкам политологов, на принятие кадровых решений будут влиять ситуация с рейтингами самого президента и динамика уровня социальной напряженности, которые начнут активнее замерять в сентябре-октябре текущего года. Свои коррективы может внести и новая волна роста заболеваемости коронавирусом, которую эпидемиологи прогнозируют уже в начале осени ‒ при таких обстоятельствах кадровые ротации также отложат до «лучших времен».
Еще один интересный феномен последних лет ‒ кадровые ротации не всего правительства, а отдельных министров. В мае Верховная рада большинством голосов отправила в отставку министра развития экономики, торговли и сельского хозяйства Игоря Петрашко, министра инфраструктуры Владислава Криклия, а также министра здравоохранения Максима Степанова, к которому было больше всего вопросов во время его работы в период пандемии коронавируса COVID-19.
Среди новых «точечных» кадровых замен в правительстве обсуждаются сразу несколько министров, однако почти никаких подтверждений высокой вероятности их отставок осенью 2021-го ‒ нет. В частности, речь идет о министре юстиции Денисе Малюське, министре культуры и информационной политики Александре Ткаченко, а по «прямой» квоте президента ‒ министре обороны Андрее Таране.
Правительство без программы?
Еще одна интересная особенность, которая дает возможность «точечно» менять министров в нынешнем правительстве ‒ для увольнения они сами пишут заявления об отставке. Это дает формальный повод парламенту в быстрые сроки рассмотреть данный вопрос и заменить министра.
Однако, если анализировать масштабнее, увольнение отдельных министров или всего правительства должно происходить по вполне понятным итогам его работы, которые можно оценить по четким критериям. Несмотря на то, что правительству Дениса Шмыгаля осенью исполняется 1,5 года с начала его работы, Верховная рада так и не приняла программу деятельности правительства, очевидно, не желая гарантировать ему годового иммунитета от увольнения.
Поэтому премьер и его министры и работают по непринятой программе, что, впрочем, не мешает Кабмину принимать важные решения и внедрять изменения. Так, за год и четыре месяца работы Шмыгаль и его министры выполнили 598 обещаний, провалили ‒ 224, еще 623 остаются в процессе выполнения.
Сейчас выглядит так, что вопрос об утверждении программы действий правительства уже в третий раз выноситься на рассмотрение парламента не будет. И, к слову, ни ее утверждение, ни отсутствие этого решения вряд ли повлияют на кадровые ротации или отставку всего состава правительства. Предыдущее правительство Алексея Гончарука условный «иммунитет» в виде принятой программы деятельности Кабмина в октябре 2019-го не обезопасило от отставки уже в начале 2020-го. В то время как при отсутствии принятой парламентом программы действий Кабмин Дениса Шмыгаля продолжает работать вот уже почти полтора года.
Риски технологии «выпуска пара»
Очевидно, главные решения по Кабмину будут приниматься осенью по итогам социологических замеров касательно отношения или же уровня доверия украинцев к нынешней власти. Главным маркером будет рейтинг президента: в случае его существенного «проседания» придется запускать механизм «выпуска пара».
При таком сценарии, возможна как частичная, так и полная перезагрузка правительства. В любом случае, пока в парламенте находится необходимое количество голосов для принятия важных решений Кабинет министров будет находиться в постоянном режиме возможных ротаций и отставок.
При таких обстоятельствах есть два сценария развития событий. Первый предусматривает отставку правительства Дениса Шмыгаля и формирование нового Кабмина при поддержке монобольшинства. В данном случае возникает высокий риск того, что уже третье по счету правительство, полностью сформированное одной политической силой и акцептованное Владимиром Зеленским ‒ будет вызывать еще больше недоверия и в очень сжатые сроки начнет «топить» рейтинги самого президента. Зато существует и путь №2 ‒ попытаться сформировать «широкое» коалиционное правительство с участием других политических игроков. Это риск для монобольшинства и рейтингов власти, впрочем позволит сформировать совершенно другое позиционирование для пропрезидентской команды в глазах их избирателей для дальнейших электоральных перспектив.
Александр Радчук, специально для «Слово и дело»