В день празднования независимости Украины глава государства Владимир Зеленский высказал смелую надежду на то, что война на Донбассе закончится уже в 2020 году.
Основанием для такой уверенности президента является достаточно длительное отсутствие обстрелов в зоне ООС – установленный режим прекращения огня без существенных нарушений со стороны незаконных вооруженных формирований на неподконтрольных территориях ОРДЛО работает с 27 июля.
Поэтому теперь включены все дипломатические механизмы для того, чтобы встреча «нормандской четверки» состоялась уже в сентябре текущего года. По крайней мере такой дедлайн ставит для себя украинский МИД. И со стороны западных партнеров – Германии и Франции, а также со стороны России – возражений для проведения соответствующего саммита нет.
На Офис президента и команду Владимира Зеленского оказывает давление еще один существенный фактор – ожидание украинцев. Результаты ряда социологических исследований, проведенных накануне Дня Независимости свидетельствуют, что граждане до сих пор считают окончание войны на Донбассе в топ-3 приоритетных задач власти. Соответственно, сам конфликт – одна из главных «болевых» проблем, которая беспокоит большинство украинцев.
Накануне местных выборов прогресс в достижении мира на востоке Украины станет существенным усилением для рейтингов пропрезидентской команды. И, будем откровенны, одной из долгожданных целей для большинства украинцев.
Однако одних прихотей мало. Следует понимать, о чем могут договориться во время очередного саммита «нормандской четверки», чтобы это действительно могло стать существенным прорывом в урегулировании конфликта и окончания войны?
Смена декораций?
О необходимости совершенствования Минских соглашений в пропрезидентской команде начали публично говорить в последние несколько недель. И сам глава государства, и новый глава украинской делегации ТКГ в Минске Леонид Кравчук утверждают, что одно из главных условий для совершенствования соглашений – длительное прекращение огня – достигнуто. А значит, уже в сентябре можно надеяться на существенные сдвиги в этом вопросе.
В августе для этого появилось еще одно основание – массовые протесты в Беларуси. И хотя украинская сторона слишком дипломатично высказывается относительно внутриполитической ситуации и как будто не видит оснований для изменения переговорной площадки в Минске, как раз именно сейчас появились все факторы для того, чтобы сменить ее.
Во-первых, в случае продолжения протестов и вероятности ввода российских войск на территорию Беларуси продолжать любые дипломатические переговоры в государстве, в котором по факту происходит оккупация другой страной, просто нелогично и вредит национальным интересам прежде всего самой Украины.
Во-вторых, действия режима Александра Лукашенко негативно воспринимаются в западных странах, поэтому, чтобы лишний раз не давать поводов хоть как-то ставить под сомнение демократическую и проевропейскую направленность Украины, площадку стоит таки сменить.
Более того, в случае отсутствия хоть какого-то прогресса в переговорах «нормандской четверки» изменение площадки для заседаний ТКГ может быть подано как одно из положительных достижений для украинской стороны. Тем более предоставить такую площадку уже согласились ряд государств, в частности, Казахстан и Турция. Также рассматриваются такие страны как Финляндия и Швейцария, известные своей «нейтральной» позицией и достижениями в сфере мирных переговоров.
Уступки в обмен на... выборы?
Однако похоже на то, что в сентябре воспользоваться ситуацией для своих целей стремится именно Россия. Вероятно, одна из главных целей предстоящей встречи «нормандской четверки» – обсудить вопросы местных выборов в ОРДЛО.
19 августа на заседании Трехсторонней контактной группы представители Российской Федерации требовали, чтобы Верховная рада внесла изменения в постановление о назначении местных выборов 2020 года. Сейчас соответствующий вопрос уже может оказаться в повестке дня украинского парламента – глава украинской делегации ТКГ Леонид Кравчук обратился в Верховную раду с предложением рассмотреть соответствие местных выборов в Украине Минским соглашениям. Ради этого вопроса даже назначили заседание профильного парламентского комитета, которое состоится без участия прессы.
Интересно и то, что в унисон с намерениями Кремля соответствующие заявления о необходимости проведения местных выборов не только на подконтрольных Украине территориях прозвучали и от традиционно пророссийских политических сил, которые уже вовсю участвуют в предвыборной кампании на местном уровне.
Очевидно, долгожданным «прорывом» в переговорах по мирному урегулированию ситуации на Донбассе может стать согласие российской стороны полностью вывести подконтрольные ей вооруженные формирования с территории ОРДЛО в обмен на пункт о проведении местных выборов. В случае возможности восстановления контроля над собственными границами для украинской стороны, такое предложение может выглядеть крайне привлекательно.
Впрочем, как не сложно догадаться, подобный сценарий, хотя и кажется долгожданным прогрессом, на самом деле является ловушкой. Ведь кроме того, что вчерашние пособники пророссийских сил на временно оккупированных территориях смогут вполне легально по украинскому законодательству избраться в местные советы, сам факт возвращения ОРДЛО может стать действительно «гибридной победой» пророссийских сил.
Ведь вместе с территориями вернутся и люди, которых годами зомбировали антиукраинской пропагандой. Зато пророссийские политические партии в Украине получат очень мощный электоральный ресурс. Ввиду их растущих рейтингов и вероятности проведения досрочных парламентских выборов уже в 2021 году Кремль может без войск и оккупации получить полный контроль над внутриполитической ситуацией в Украине.
Поэтому кратковременный эффект от «прорыва» в мирных переговорах может стать началом конца как для действующей власти, так и в целом для нынешнего внешнеполитического вектора всей Украины.
Стратегия затягивания времени для «плана Б»
Пожалуй, одним из самых ожидаемых в текущем году событий относительно мирного урегулирования ситуации на востоке Украины является расширение самого Нормандского формата или вообще его замена на другую площадку.
Действительно ощутимым прогрессом могло бы стать участие США и Великобритании в новом переговорном формате. Правда, сейчас в Соединенных штатах продолжается ожесточенное противостояние накануне президентских выборов. Шанс на долгожданные изменения для Украины – избрание нового президента на смену Дональду Трампу.
Сейчас главный конкурент действующего президента США – кандидат от «Демократической партии» Джо Байден – довольно пристально держит «украинский вопрос» в фокусе своего внимания. В случае своей победы Байден настроен решительно: не исключает более объемной экономической помощи и расширения военного сотрудничества.
В таком случае украинской стороне следует очень тщательно взвесить все «за» и «против» быстрого эффекта от так называемого «прорыва» в вопросе мирного урегулировании на Донбассе. Прежде всего важно дождаться более благоприятных внешнеполитических условий – прежде всего для реализации так называемого «плана Б». А одним из немногих реальных сценариев решения конфликта на востоке Украины может быть введение миротворческого контингента ООН или коалиции государств-гарантов суверенитета Украины.
Александр Радчук, специально для «Слово и дело»