Донбасский пат: можно ли вывести мирный процесс из тупика

Читати українською
Денис Поповичжурналист

В среду, 13 мая, в ходе консультаций в Берлине были достигнуты новые договоренности о дальнейших действиях по урегулированию военного конфликта на Донбассе. Об этом сообщил заместитель администрации президента России Дмитрий Козак, курирующий в Кремле «украинское» направление. Детали переговоров не разглашаются. В любом случае очень сомнительно, что они смогут сдвинуть процесс с мертвой точки из-за неразрешимых противоречий в содержании Минских соглашений, являющихся «дорожной картой» переговоров.

Козак прибыл в Германию, несмотря на то, что сам находится под действием европейских санкций. По его словам, в офисе канцлера Ангелы Меркель «состоялись дополнительные консультации по урегулированию конфликта на юго-востоке Украины». По их итогам были достигнуты «соглашения о взаимных дальнейших действиях по мирному урегулированию конфликта» на Донбассе. Как отметил Козак, прошедшие консультации должны дать дополнительный импульс для последующих переговоров в Нормандском формате и Трехсторонней контактной группы (ТКГ) в Минске.

Детали достигнутых договоренностей не разглашаются. Смогут ли они устранить ключевые противоречия? Ведь, если не считать обменов пленными, то каких-либо видимых прорывов в процессе мирного урегулирования военного конфликта на Донбассе не наблюдается. При этом Россия и Украина недовольны тем, как выполняются договоренности, достигнутые на парижском саммите «нормандской четверки», и обвиняют в этом провале друг друга.

Отметим, что Минские соглашения, являющиеся «дорожной картой» мирных переговоров, по-прежнему не выполняются уже в первом пункте. Обстрелы на Донбассе продолжаются. В частности, по данным ООС, только с начала суток 14 мая вооруженные формирования РФ 5 раз нарушили режим прекращения огня, а 13 мая таких фактов было зафиксировано 9. Выполнение «Минска-2» сейчас больше напоминает движение поперек дороги, чем поиск каких-то стратегических решений.

Например, 4 мая руководитель Офиса президента Андрей Ермак внес предложение по изменению состава ТКГ. Уже на следующий день президент Владимир Зеленский своим указом утвердил новый состав украинской делегации в ТКГ. Ее главой остался Леонид Кучма, его первым заместителем назначен вице-премьер, министр по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Украины Алексей Резников. В группу вошли заместитель министра обороны Александр Полищук, замминистра развития экономики, торговли и сельского хозяйства Юлия Свириденко, а также главы трех парламентских комитетов ВР.

Позже СМИ сообщили, что Алексею Резникову поставлена задача определить критерии по отбору в состав ТКГ десяти вынужденных переселенцев из Донбасса. Как пояснил Андрей Ермак, Украина не намерена договариваться с нынешними представителями «ДНР» и «ЛНР» в ТКГ: Натальей Никоноровой и Владиславом Дейнего, поскольку они поставлены российской стороной. В Киеве хотели бы иметь дело с другими людьми. В «ДНР» и «ЛНР» эту идею раскритиковали, пояснив, что Киев хочет включить в переговорный процесс выгодных ему людей. Российская сторона пока отмалчивается, однако не исключено, что именно эти разногласия и стали предметом переговоров в Берлине.

Суть проблем заключается в самой букве Минских соглашений, в рамках которых Украина должна вести прямой диалог с представителями сепаратистских «республик», а Россия берет на себя функцию посредника и арбитра. В Киеве с этим не согласны, указывая на то, что «республики» созданы и контролируются Россией. РФ, совершившая агрессию против нашей страны, является стороной конфликта, с которой и нужно вести переговоры.

В команде Зеленского прекрасно понимают, каким имиджевым ударом грозят прямые переговоры с террористами и стараются избежать этого. В свою очередь, это тормозит выполнение следующих этапов «Минска-2», касающихся амнистии, политического урегулирования, проведения местных выборов и предоставления ОРДЛО особого статуса, вместе с изменениями в Конституцию. Все эти опции также очень невыгодны Киеву. Они позволяют России ввести вчерашних сепаратистов в правовое поле Украины, влияя через них на внутреннюю и внешнюю политику нашей страны.

Таким образом, о чем бы не договаривался Козак, ситуация с мирным урегулированием близка к патовой. Единственным маршрутом для достижения мира на Донбассе являются Минские соглашения, реализация которых, в любой модификации, опасна для политического будущего Владимира Зеленского. Совершенно неважно, кто входит в состав ТКГ, если итогом «Минска» все равно станут конституционные изменения и особый статус ОРДЛО с их широкой автономией. Противоречия кроются в самих Минских соглашениях. Это значит, что продвижение возможно только в том случае, если стороны заключат новый договор или же пойдут на решительные уступки друг другу. Причем разменной монетой в этом процессе в любом случае станут украинские территории – оккупированный Донбасс.

В такую ловушку Зеленский загнал себя сам, еще на этапе предвыборной кампании, когда опрометчиво предложил добиваться мира именно в рамках «Минска-2», не предлагая (да и не имея) собственных решений.

Денис Попович, специально для «Слово и дело».

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ В GOOGLE NEWS

и следите за последними новостями и аналитикой от «Слово и дело»
Поделиться: