Упадок олигархии: как формируются новые политические элиты в Украине

Александр Радчукполитолог

Местные выборы-2020 станут стартовой площадкой для появления новых политических лидеров и партийных проектов. Главная интрига этой гонки – сможет ли повторить свой успех пропрезидентская команда «Слуга народа».

Очевидно, что постепенное падение рейтингов у главной правящей партии не только добавляет электоральных баллов для традиционных оппозиционных сил, но и образует определенный запрос – так называемый «политический вакуум», в котором находятся миллионы потенциальных избирателей.

Одновременно меняется и медийное поле. На первый план все чаще выходят новые медиа, соцсети, Telegram-каналы. Постепенно теряется медийная гегемония олигархов, сила телевизионных проектов несколько угасает.

Такие тенденции способствуют появлению новых политических проектов и инициатив. Некоторые из них и в дальнейшем будут финансироваться средствами заинтересованных групп интересов. Все остальные уже тестируют новые способы аккумуляции ресурсов для ведения легальной политической деятельности. Кого выберет избиратель? Чьи идеи быстрее найдут поддержку среди граждан?

Сила региональных элит

Никогда раньше региональные элиты не получали такого мощного стремления к объединению, чем в 2020 году. Кто-то скажет, что это последствия политики децентрализации и подобный подход носит позитивный характер. С другой стороны – возможно, сказывается слабая кадровая политика действующей власти на местах, что позволяет местным элитам чувствовать себя в более выгодных стартовых позициях.

Региональные партии и партийные проекты существовали еще с начала 2000-х. Каждый опытный политик знает, как важно иметь надежную опору в регионе, который он представляет на уровне мажоритарного округа, или если его профессиональный рост происходил на региональном уровне.

Так, на прошлых местных выборах хороший результат показала партия «УКРОП», хотя ее можно достаточно условно назвать региональной. Неплохой результат на региональном уровне в 2015 году показала «Аграрная партия». Пытался протестировать собственный политический бренд на внеочередных выборах в Верховную раду и экс-премьер-министр Владимир Гройсман. Его партия «Украинская Стратегия Гройсмана» еще в 2015 году была основана как сугубо региональный проект «Винницкая европейская стратегия».

В прошлом году мэры Одессы и Харькова объединили свои усилия на базе политического бренда «Доверяй делам», который длительное время является опорой для политической карьеры действующего мэра Одессы Геннадия Труханова.

Наконец на прошлой неделе о создании партии «ПроПозиция» объявили 6 городских голов из разных уголков Украины. Интересно, что свои партийные проекты, которые, очевидно, будут больше развиваться на региональном уровне в процессе подготовки к местным выборам, имеют действующий мэр Киева Виталий Кличко (партия «Удар») и мэр Львова Андрей Садовый, который является основателем партии «Самопомощь».

Все политические процессы на региональном уровне свидетельствуют о двух главных тенденциях. Во-первых, новые и старые политики хотят получить своеобразный электоральный трамплин для дальнейшего политического развития. Во-вторых, многим из них комфортно оставаться и работать на региональном уровне, а следовательно местные партийные проекты могут пригодиться в дальнейшем как опора в виде фракций в местных советах.

Партии общественного сектора

Не менее знаковым обновление политических элит может произойти за счет общественных активистов. Это наиболее естественный путь развития политической карьеры и партийных проектов.

Достаточно успешным, учитывая отсутствие достаточных медийных и финансовых ресурсов, была попытка партии «Сила людей» закрепиться в местных советах на прошлых местных выборах. Вполне возможно, что эта политическая сила может еще раз попробовать войти в большую украинскую политику как раз через региональное измерение.

Наиболее удачным примером изменения статуса с общественного активиста на партийного функционера показал пример партии «Голос». Правда, такой результат стал возможным благодаря очень качественной мобилизационной избирательной кампании и присутствия в списке певца Святослава Вакарчука. Сможет ли партия в этом году закрепить свой результат на местных выборах, остается интригой.

На самом деле попыток превратить общественные движения в политические объединения в течение последних лет было немало. В данном контексте можем вспомнить пример «Еврооптимистов» и инициативы «Действуй с нами», объединения «Люди важны» и даже вполне серьезные разговоры о создании отдельной политической силы на базе общественного движения «Автоевросила».

Главное препятствие перед общественными деятелями – узкая электоральная ниша и отсутствие значительных ресурсов для поднятия узнаваемости. Правда, большинству из общественных активистов не хватает более существенных элементов для дальнейшего роста в большой политике, например, таких как харизма и удачное позиционирование.

Блоггеры и лидеры мнений

И наоборот – есть граждане, которые изначально не позиционируют себя как активисты или политики, однако именно благодаря новым медиа и понятному позиционированию становятся кумирами миллионов украинцев.

Журналисты, блоггеры, волонтеры – все они в определенный момент могут стать не только так называемыми «лидерами мнений», но и получить шанс институализировать свой статус в определенную политическую роль.

Так, недавно журналисты и общественные активисты вошли в состав украинской делегации в Минской ТКГ. Еще один феномен украинского виртуальной политики – популярность «Партии Шария», которая, по сути, возникла как проект отдельного YouTube-блоггера.

Главная проблема с привлечением лидеров мнений в политические проекты и партии состоит в том, что часто они не являются эффективными политиками. Ведь, кроме узнаваемости и собственной позиции, нужно учитывать весь спектр политической жизни в стране. Поэтому часто украинцы становились свидетелями того, как успешные блоггеры и лидеры мнений «растворялись» в партийных списках, депутатских фракциях, или выглядели растерянно в определенной должности.

Главный недостаток нынешних украинских политических партий – отсутствие структурированного электорального поля. Существуют эмоции и разрозненные позиции, на которых те или иные политсилы удачно или не очень (в зависимости от результатов) играют во время избирательных кампаний.

Александр Радчук, специально для «Слово и дело»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО