Политическая пауза: как карантин повлияет на электоральные процессы в Украине

Александр Радчукполитолог

Кабинет министров и Верховная рада ищут возможности для наполнения Стабилизационного фонда, средства из которого будут использованы для борьбы с пандемией коронавируса (COVID-19) и ее последствиями.

Одно из предложений в изменениях в Госбюджет – существенное уменьшение финансирования местных выборов в октябре текущего года. Так, Кабмин планирует уменьшить финансирование расходов на местные выборы с 2,1 до 1,2 миллиарда гривен. Также планируется уменьшить финансирование ЦИК.

В контексте мер по противодействию пандемии коронавируса такие предложения власти можно вполне понять. Когда речь идет о здоровье и жизни людей, а также о выживании экономики, мысли о выборах кажутся слишком далекой перспективой.

Впрочем, возникает вполне логичный вопрос: а если средств на проведение выборов не хватает, не будет ли свидетельствовать такой вариант развития событий о фактическом срыве избирательного процесса?

Согласно Конституции местные выборы должны состояться в последнее воскресенье октября пятого года полномочий соответствующего совета или соответствующего председателя, избранных на очередных выборах. Выборы 2015 года были очередными и по закону в этом году местные выборы должны состояться 25 октября 2020-го. С другой стороны, Верховной раде еще предстоит принять решение о старте избирательной кампании не позднее чем за 90 дней до дня выборов. То есть, уже в конце июля у депутатов есть четкий «дедлайн» – проводим выборы в этом году или переносим на следующий.

Учитывая непростую ситуацию в экономике и форс-мажор в виде пандемии коронавируса, в общем интересно, готовы ли политические партии и политики к проведению любой избирательной кампании? И как в целом украинцы будут реагировать на агитацию и избирательный процесс?

Выборы не вовремя?

Не менее двадцати стран мира приняли решение о переносе выборов, которые должны были состояться весной-летом 2020-го года.

Так, из-за сложной ситуации с распространением коронавируса в США был перенесен праймериз сразу в 15 штатах. Праймериз – неотъемлемая составляющая президентской избирательной кампании. Выборы главы государства должны состояться осенью 2020 года, и подобная ситуация с возможным срывом избирательной кампании впервые происходит в США.

На год будут перенесены местные выборы и выборы мэра Лондона. Во Франции приняли решение о переносе второго тура местных выборов на 21 июня. Первый тур таки состоялся как раз в разгар пандемии 15 марта.

В общем ряд стран, среди которых Италия, Россия, Армения, Швейцария, перенесли выборы или референдумы – мероприятия, которые предусматривают большое скопление людей – на более поздний срок из-за необходимости противодействия распространению пандемии коронавируса.

Впрочем, несмотря на карантинные мероприятия, в Польше, например, пока не стали переносить избирательный процесс. Уже 10 мая там должен состояться первый тур президентских выборов. Правда, ситуация может измениться. Если количество больных будет увеличиваться, Сейм все же может рассмотреть решение о переносе даты президентских выборов.

Проблема рейтингов

Эпидемии коронавируса и меры по ее противодействию прежде всего будут очень сильно влиять на рейтинги провластных политических сил.

Пока, несмотря на серьезные вызовы – эпидемия, наступление экономического кризиса, отставка Кабмина Алексея Гончарука, коррупционные скандалы внутри пропрезидентской команды – рейтинги доверия к президенту Владимиру Зеленскому и партии «Слуга народа» все еще достаточно высоки.

Так, согласно исследованию Социологической группы «Рейтинг», проведенному в конце марта 2020 года, 56% опрошенных считают реакцию главы государства на угрозу распространения коронавируса в Украине эффективной, тогда как 30% – имеют противоположное мнение. 70% опрошенных граждан считают введенный карантин эффективным шагом. В общем 74% респондентов высказались за усиление карантинных мероприятий в части необходимости введения штрафов.

Социологический опрос «КМИС», состоявшийся в марте текущего года, зафиксировал постепенное снижение доверия к президенту. Впрочем, динамика в феврале-марте составила всего 2% – с 48 до 46%. Однако по сравнению с декабрем 2019-го падение более ощутимое и составляет уже 14%.

Это тревожные сигналы для власти, ведь учитывая дальнейшие вызовы, стоящие перед Украиной, избежать непопулярных решений не удастся, как и ошибок при их осуществлении. Это означает оживление политических оппонентов как в парламенте, так и за его пределами. Ожидаемо, что при существующей динамике получить такие же результаты, как весной-летом 2019-го, команде Владимира Зеленского уже не удастся.

Среди оппозиционных сил больше шансов получить новых сторонников среди избирателей у «Оппозиционной платформы «За жизнь», «Европейской солидарности» и «Батькивщины». Последние две политические силы воспользуются любыми возможностями для наращивания своих рейтингов: будут активно комментировать коррупционные скандалы и внутренние кризисы «Слуги народа», критиковать и оспаривать непопулярные действия власти.

А вот «ОПЗЖ», наоборот, могут сыграть не только на критике, но и в критический момент «подставить плечо» монобольшинству в парламенте во время важных голосований. Особенно, если центробежные тенденции в партии «Слуга народа» усилятся.

Сценарии развития событий

Меры по борьбе с пандемией коронавируса и последующее преодоление экономических последствий властью станут главным маркером, по которому избиратели будут оценивать эффективность тех или иных политиков и управленцев на местах. Поэтому в ближайшие месяцы усилится политическая конкуренция на местном уровне именно в контексте как можно более яркого освещения достижений местной власти в противодействии распространению пандемии.

Местные элиты будут пытаться показать себя с лучшей стороны. Одни будут удивлять принятием жестких и решительных решений (как, например, мэр Днепра Борис Филатов, который сообщил о подготовке 600 могил и 1000 мешков для погибших от пандемии), неуступчивостью (как мэр Харькова Геннадий Кернес, который до последнего не принимал решения о введении карантинных мероприятий в городе), или демонстрацией спокойствия и сотрудничества с местными предпринимателями (как это делает, например, мэр Житомира Сергей Сухомлин, регулярно сообщая о благотворительной помощи местного бизнеса для борьбы с пандемией коронавируса в регионе).

Еще один сценарий «замораживания» политической жизни в стране – это вопрос введения чрезвычайного положения в случае, если пандемия коронавируса начнет набирать обороты. При таких обстоятельствах выборы действительно могут быть перенесены, а во время действия чрезвычайного положения деятельность политических партий можно законно вообще ограничить.

Наконец, наиболее оптимистичный сценарий – пандемия закончится в ближайшее время. Средства, которые были аккумулированы в Стабилизационном фонде, частично будут перенаправлены на финансирование выборов. А парламент может внести изменения в финансирование выборов, оптимизировав расходы на них. Таким образом, местные выборы могут состояться по расписанию, хотя политические последствия в таком случае никто предсказать не сможет.

Александр Радчук, специально для «Слово и дело»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО