Украину в последние дни накрыл не то осенний туман, не то смог. В социальных сетях прошла информация о высоком уровне загрязнения воздуха оксидом углерода. В то же время в Центральной геофизической обсерватории опровергли информацию о большой концентрации вредных веществ в воздухе, а в правительстве заверили, что у них нет информации об аномальном загрязнении в Киеве и других городах.
Даже если угрозы здоровью граждан сейчас нет, стоит сказать, что экологическая безопасность – вообще не самое сильное направление работы украинских властей. Среди населения не проводится кампания относительно необходимости сортировать мусор, в городах периодически возникает «мусорный коллапс», идет вырубка лесов, «зеленая» энергетика активно развивается только последние несколько лет.
«Слово и Дело» собрало обещания новой и предыдущей власти, чтобы посмотреть, что сделали и намерены сделать политики в области экологии.
Отказ от пластика и мониторинг выбросов на предприятиях: что обещает Зеленский и Кабмин
В предвыборной программе президента Владимира Зеленского теме экологии посвящено два абзаца: «Экология страны – инвестиция в будущие поколения. Введение европейских стандартов промышленного и продовольственного производства. Украина должна стать мировым экологическим продовольственным супермаркетом. Сортировка и переработка мусора, отказ от пластика, контроль вырубки леса, загрязнения рек, истощение черноземов – наш вклад в будущее страны».
Во время пресс-марафона президент подтвердил, что поддерживает отказ от пластика, и сказал, что вопрос отказа от пакетов могут поднять в ближайшее время.
В правительстве Алексея Гончарука вопросами экологии будет заниматься объединенное ведомство – Министерство энергетики и защиты окружающей среды, которое возглавляет Алексей Оржель. В программе Кабинета министров есть большой блок обещаний, которые касаются экологии. В частности, обещают:
усилить контроль и ответственность за нарушение в сфере экологического законодательства;
ввести систему автоматического мониторинга выбросов на предприятиях;
создать систему сбора, анализа и распространения данных о состоянии воздуха;
внедрить плановые проверки субъектов хозяйствования в соответствии с рисками для окружающей среды, а также создать реестр предприятий, которые влияют на окружающую среду;
подготовить на основе директив ЕС пакет законов, чтобы унормировать обращение с отходами;
усилить ответственность за несанкционированное обращение с отходами;
ввести систему мониторинга, отчетности и верификации выбросов парниковых газов.
Кроме того, Кабмин обещает создать национальную систему адаптации к изменению климата, а также помочь гражданам подготовиться к последствиям таких изменений (в частности, организовать проведение необходимых исследований).
«Батькивщина» обещает уменьшить загрязнение окружающей среды
У партии «Батькивщина» в предвыборной программе интересное обещание – уменьшить загрязнение окружающей среды. Причем подробностей, какими путями собираются решить эту проблему, в программе нет. Также у партии есть обещание решить проблему с мусором.
Обещания по экологии давала и партия «Слуга народа»: ввести уголовную ответственность за грубые нарушения правил обращения с отходами и создать законодательные стимулы для строительства мусороперерабатывающих заводов.
Много обещаний по экологии в свои программы записали депутаты-мажоритарщики, они все еще в процессе выполнения, ведь новая Верховная рада работает только пару месяцев. Вячеслав Медяник обещал усилить контроль за выбросами промышленных и энергетических предприятий. Похожее обещание у Романа Каптелова – настаивать на разработке и реализации жестких требований к ответственности крупных промышленных предприятий за загрязнение окружающей среды (в своем округе №36).
Сергей Штепа тоже обещал на законодательном уровне решить проблему загрязнения окружающей среды и ухудшения экологии из-за неконтролируемых выбросов на заводах Запорожья.
Антон Яценко взял на себя обязательство ограничить загрязнение воздуха и воды, а Алексей Мовчан – только добиваться решения этой проблемы. Артем Дубнов будет защищать объекты природно-заповедного фонда своего округа (№213) от уничтожения и загрязнения.
Одинаковое обещание есть в программах Анны Личман и Евгения Пивоварова – добиваться принятия национальной программы по улучшению экологии. Максим Березин намерен осуществлять законодательную поддержку ограничения выбросов и применения передовых технологий в очистке воздуха.
Наталья Пипа должна разработать законодательство о механизме улучшения экологической ситуации в крупных и малых городах. Александр Дубинский намерен лично внести законопроект «Об обязанности бизнеса компенсировать ущерб экологии и здоровью людей».
Иван Чайкивский обещал избирателям поддерживать и развивать экологические проекты, а Юрий Шаповалов – добиться, чтобы в местных бюджетах оставалось 80% от экологического налога.
Многие мажоритарщики в программах сделали акцент на борьбе с «мусорной проблемой». Хорошее обещание у Ольги Василевской-Смаглюк – повысить уровень осведомленности населения о сортировке и переработке мусора. Дмитрий Шенцев тоже выступает за экологическое распределение мусора и обещал это обеспечивать.
Игорь Гурдий и Максим Гузенко обещали бороться с несанкционированными стихийными свалками. Александр Ткаченко обещал добиться создания сети легализированных свалок с применением новейших технологий утилизации мусора.
Проблемой мусора также обещали заниматься Виктор Балога, Сергей Колебошин, Георгий Мазурашу, Роберт Горват, Николай Галушко, Дмитрий Налетов, Павел Мельник.
Мэры массово обещали построить мусороперерабатывающие заводы
Построить мусороперерабатывающий завод – просто топ-обещание среди мэров, причем до сих пор его никто не выполнил.
Мэр Ивано-Франковска Руслан Марцинкив давал такое обещание в апреле 2017 года, мэр Чернигова Владислав Атрошенко – в октябре 2015-го. Причем в прошлом году Атрошенко заявил, что вопрос строительства завода завис. По его словам, в условиях нынешнего законодательства мусороперерабатывающий завод не будет окупаемым. В июне этого года он сказал, что проект можно будет реализовать при условии изменений в законодательстве: либо формирование государственного спецфонда по налогам на производителей упаковок, либо за счет зеленого тарифа.
Построить мусороперерабатывающее предприятие обещал в 2017 году Александр Симчишин. Городской глава Хмельницкого заявил, что проект намерены реализовать к 2022 году. В начале прошлого года городские власти объявили конкурс на изготовление технико-экономического обоснования строительства комплекса. По состоянию на ноябрь 2018-го стартовал процесс изготовления проектно-сметной документации. Время выполнить обещание у Симчишина еще есть, пока же – в процессе.
У харьковского мэра Геннадия Кернеса в выполнении обещания построить мусороперерабатывающий комплекс больше прогресса. В мае прошлого года на окраине города Дергачи уже шло строительство. Мэр Житомира Сергей Сухомлин дал аналогичное обещание только в марте этого года: «У нас в Житомире есть большая проблема с мусором. Но к концу этого года мы планируем построить и открыть новый современный мусороперерабатывающий завод. Надеюсь, он будет первым в Украине». До конца года осталось буквально пару месяцев, но пока нет новостей о том, что завод построен.
Андрей Садовый уже свое обещание провалил: мэр должен был построить завод за три года, до лета 2019 года, но проект не реализован. В июне прошлого года было подписано соглашение о предоставлении Львову 35 млн евро на реализацию проекта по переработке твердых бытовых отходов. По словам Садового, работы по строительству мусороперерабатывающего комплекса должны начаться в 2018-м.
В конце прошлого года городские власти заявили, что через два года во Львове должен заработать завод по переработке отходов. Он будет первым в Украине, построенным по европейскому образцу, и будет работать по технологии механической и биологической переработки. Учитывая, что в этом году завод не появился, обещание по срокам провалено.
Андрей Райкович тоже провалил обещание реализовать проект по строительству мусороперерабатывающего завода, но у мэра Кропивницкого совсем печальная ситуация. Обязательство он взял на себя в сентябре 2015 года, и до сих пор для строительства не найден инвестор. «Я изучал вопрос по поводу строительства мусороперерабатывающего завода в Кропивницком. Пока нет реальных инвесторов, которые построили бы его здесь. Надо понимать, что для этого необходимы значительные средства. В настоящее время единственный выход – дегазация», – сообщил секретарь городского совета Андрей Табалов. Учитывая, что местные выборы уже в следующем году, а вопрос строительства вообще не сдвинулся с мертвой точки, обещание не выполнено.
Как проблемы с экологией решала предыдущая власть
Народный депутат VIII созыва Степан Ивахив обещал еще в предвыборной программе инициировать увеличение штрафных санкций за загрязнение окружающей среды. Но за годы работы в Верховной раде Ивахив соответствующих законодательных инициатив не подал.
Сергей Рудик не смог заставить парламент VIII созыва принять пакет экологических законопроектов. «В первую очередь: о полном запрете пластика и полиэтиленовых пакетов и введение уголовной ответственности за загрязнение наших рек и подделку продуктов детского питания», – говорил он в сентябре 2018-го. Законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно содействия сохранению водных объектов и моря» на голосование так не выносился, как и инициатива об уменьшении количества пластиковых пакетов в гражданском обороте.
Владимир Парасюк выполнил обещание подготовить законопроект об увеличении штрафа за незаконный вывоз мусора в 100 раз. Однако толку от этого все равно не было – законопроект был снят с рассмотрения. Также и Олег Недава реализовал обещание зарегистрировать законопроект о стабилизации экологии Донбасса. Однако проект закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в сфере обращения с отходами для предотвращения негативного воздействия отходов конечного потребления продукции на окружающую среду» был тоже снят с рассмотрения.
Дмитрий Шпенов выполнил обещание способствовать принятию закона об экологической безопасности. Три года назад парламент одобрил проекты законов «О стратегической экологической оценке» и «Об оценке воздействия на окружающую среду», направленные на улучшение механизма экологического контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов. Нардеп голосовал «За».
Кабинет министров Владимира Гройсмана в соответствии с программой деятельности должен был гармонизировать законодательство с директивами Евросоюза по биоразнообразию, оценке атмосферного воздуха, выбросах газов, обращению с отходами. Но сделать это не удалось: к концу срока работы правительства не все нужные законопроекты были окончательно одобрены Радой.
Кроме того, тогдашний министр экологии Остап Семерак не выполнил обещание создать общегосударственную автоматизированную систему экологических данных. В прошлом году была одобрена ее концепция, а также сделан заказ на разработку программного обеспечения. Но в полном объеме система так и не успела заработать. В то же время Семерак выполнил обещание ввести механизмы оценки последствий влияния общественных и частных проектов на окружающую среду. Министерство разработало соответствующий законопроект, в конце 2017 года он вступил в силу.
Александра Худякова, специально для «Слово и Дело»
Хотите обсудить эту новость? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.