Шкаф кандидата. Какие невыполненные обещания прячет Бондарь

До президентских выборов в Украине остается все меньше времени, а вопросы все те же: кому верить, за кого голосовать. Сами кандидаты с каждой доступной им площадки рассказывают о своих успехах и пытаются очернить соперников. При этом многие претенденты уже не первый год в политике, у них накопилась солидная база обещаний, в том числе проваленных, но они предпочитают об этом не вспоминать. «Слово и Дело» напомнит о невыполненных обязательствах кандидатов в президенты (тех, кто раньше уже был во власти), а также разберется, что они обещают сделать в случае победы. Сегодня в центре внимания Виктор Бондарь.

«Особенность» Бондаря в том, что политик любит повторять свои обещания по несколько раз. С одной стороны, если обещание хорошее и в первый раз его выполнить не удалось, то почему бы и нет. Но Бондарь просто снова и снова переписывает часть своей программы и не реализует ее.

Так было с программным обещанием повысить зарплату учителям до уровня Европейского союза. Бондарь включал это обязательство в свою предвыборную программу на выборах 2012 года. Но за два года работы в парламенте соответствующий законопроект он не вносил. Баллотируясь в Раду в 2014 году, он снова дал это обещание, и ситуация повторяется: своих инициатив Бондарь не вносит, а за образовательную реформу он тоже не голосовал. Хотя она и предусматривает повышение зарплат учителям.

Аналогичное обещание он давал и медикам, но, опять-таки, своего законопроекта Бондарь не предложил, а на голосовании за медицинскую реформу отсутствовал (реформа предполагает повышение окладов врачей).

Обязательство сократить расходы на содержание власти Бондарь и вовсе повторил трижды. В программе 2012 и 2014 годов политик написал, что сократит бюджет на содержание парламента, президента, Кабинета министров, а также центральных органов на 40%. Бондарь не только не предложил соответствующий законопроект, но и поддержал существенное увеличение этих расходов. Народный депутат голосовал за государственный бюджет-2018, в котором заложено: на Государственное управление делами – более 2 миллиардов гривен, что на 600 миллионов больше по сравнению с 2017 годом, на Кабмин – 1,5 миллиарда гривен в сравнении с 1,2 миллиарда в 2017-м, на Раду – 1,6 миллиарда гривен (на 400 миллионов больше, чем годом ранее). Как кандидат в президенты Бондарь теперь обещает сократить эти расходы уже на 50%.

Самое интересное, что в прошлом году Бондарь комментировал это проваленное обещание «Слову и Делу»: «Да, но я не президент Украины, не глава правительства. Вот, когда стану президентом Украины, я вам торжественно обещаю, что не только бюджет сокращу, но и количество депутатов сократим». Получается, когда политик давал эти обещания, он не знал, что не является главой государства.

Еще одно «списанное» у самого себя обещание – 70% налогов и сборов будут автоматически оставаться в местном бюджете. За время работы седьмого и восьмого созывов Рады Бондарь не предложил, как это можно реализовать. Кроме того, он отсутствовал на голосованиях за два законопроекта, которые позволили начать процесс финансовой децентрализации в Украине, со значительным расширением финансовых прав общин. В частности, была расширена доходная база местных бюджетов и увеличено количество платежей, которая останутся в полном распоряжении местных бюджетов.

В 2012 году в программе Бондарь обещает ввести государственное регулирование минимальной закупочной стоимости молока и другой продукции, в 2014 году он снова дает это обещание. Ни в первый, ни во второй раз народный депутат не предпринимает никаких шагов для реализации своего обязательства. Законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно государственного регулирования закупочной цены на молоко и поддержки села» регистрируют другие депутаты, документ приняли в первом чтении, но Бондарь за него не голосует.

Много обещаний Бондаря не выполнены именно потому, что народный депутат не предлагает своих законодательных инициатив для их реализации. Например, баллотируясь в Раду в 2014 году, он обещал инициировать ежегодное выделение до 5% бюджета Украины на энергомодернизацию. Но соответствующий законопроект он не разработал. Такая ситуация и с его программным обещанием 2012 года ограничить импорт мяса, овощей и другой сельскохозяйственной продукции.

В программе на выборы-2014 у Бондаря четко написано: инициировать законопроект, которым предусмотрено выделение 50 миллиардов гривен на программу перевооружения и обеспечить законодательно финансирования Вооруженных сил Украины на уровне 5% ВВП. Уже традиционно своих законопроектов нардеп не наработал. Значительное увеличение финансирования ВСУ было предусмотрено в бюджетах на 2015 и 2016 года, но Бондарь их не поддержал. Он проголосовал за бюджет-2017, в котором финансирование армии заложено на уровне 5% от ВВП. Но это произошло аж на третьем году его каденции.

В парламент Бондарь проходил по одномандатному округу в Хмельницкой области, и в программе давал несколько обещаний по его развитию: построить фонтаны, отремонтировать кинотеатры и библиотеки, а также устанавливать спортивные площадки. «Слову и Делу» до сих пор неизвестно, как мажоритарщик выполняет эти обещания – на наши запросы Бондарь не отвечает.

Предвыборная программа Бондаря, как кандидата в президенты, разбита на десять основных тем: обеспечение роста международного авторитета Украины, введение новой модели управления страной, обеспечение развития промышленности, реформирования фискальной системы и снижение налоговой нагрузки, энергетическая политика и повышение энергоэффективности, развитие инфраструктуры, транспорта и строительства, введение прозрачной кредитно-финансовой политики, стимулирование развития аграрного сектора и повышения качества жизни крестьян, повышение уровня социальной защиты и качества здравоохранения, развитие образования, культуры, туризма.

В частности, Бондарь хочет сократить количество народных депутатов до 250 человек (отметим, что в 2012 году он обещал сократить количество парламентариев до ста) и отменить неприкосновенность. Кроме того, кандидат на президентский пост обещает создать Министерство промышленной политики, которое будет отвечать за формирование стратегии промышленной политики и возрождения отрасли. Напомним, что такое ведомство существовало до марта 2014 года, и было присоединено к Министерству экономического развития.

Также в его планах сохранить мораторий на продажу сельскохозяйственной земли, пока не будут созданы условия для открытия рынка. Есть и обещание создать условия для развития «зеленого» туризма, правда, в своей программе 2014 года он давал аналогичное заверение. Своих законопроектов Бондарь не предложил, а за законопроект «О личном крестьянском хозяйстве» по развитию сельского зеленого туризма не голосовал.

Напомним, обо всех кандидатах и их программах можно почитать в разделе «Выборы-2019». Там же можно ознакомиться с их декларациями в удобном формате инфографики.

Кроме того, «Слово и Дело» ежедневно вспоминает, как кандидаты в президенты-нардепы текущего созыва ВРУ голосовали за законопроекты по общественно важным вопросам. К примеру, на днях мы писали, кто из них поддерживал соцгарантии для пострадавших во время Революции Достоинства, а кто – воздержался, отсутствовал или был против.

Александра Худякова, специально для «Слова и Дела»

Хотите обсудить эту новость? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО