В 2019 году украинцы продолжат финансировать политические партии, преодолевшие 5% избирательный барьер, из собственного кармана. Это прямые последствия действия закона «О противодействии политической коррупции», который предусматривает государственное финансирование партий. Закон был принят осенью 2015-го, и уже тогда под его реализацию было заложено около 390 миллионов гривен в госбюджете на следующий год.
В 2017-м и 2018-м в госбюджете на финансирование партий было выделено еще больше. Все из-за формулы, заложенной в законе, – 2% от размера минимальной зарплаты умножаются на общее количество избирателей, принявших участие в голосовании. Поэтому если увеличивается минимальная зарплата (за два года она выросла до отметки в 3723 гривны, а в 2019 году вырастет до показателя в 4173 гривны), то увеличивается и финансирование партий из госбюджета. В этом году партии совокупно получили более полумиллиарда гривен государственных средств на свое развитие.
Много это или мало? Учитывая то, что за каждую государственную копейку партии отчитываются в НАПК, подобная история с запуском финансирования выглядит более чем демократично. Ведь в дальнейшем список партий-претенденток на деньги из бюджета может меняться, а инструмент государственного финансирования на их развитие – оставаться. Но все ли так однозначно в данном вопросе?
На что тратятся деньги?
Общественные организации ежегодно подводят итоги и анализируют не только расходы государственных средств политическими партиями, но и альтернативные источники их поступлений.
Так, львиная доля государственных денег тратится на рекламно-агитационную деятельность и на содержание ячеек. Например, партия «Батькивщина» потратила на рекламу президентской кампании своего лидера Юлии Тимошенко «Новый курс» около 100 миллионов гривен. Радикальная партия Олега Ляшко, несмотря на заверения в нежелании сотрудничать с «враждебными телеканалами», около 3 миллионов гривен потратила на собственную агитацию на каналах «112 Украина» и NewsOne.
Немало партии тратили и на заработную плату для работников, аренду офисов и прочие материальные затраты. Интересно и то, что сейчас государственное финансирование получают все 6 парламентских партий – в начале действия закона в 2016 году «Оппозиционный блок» отказался от государственных денег на свое финансирование, однако позже руководство партии таки решило использовать данный ресурс себе в пользу. Всего в 2017-2018 годах ОБ получил около 100 миллионов гривен государственных денег на развитие своей партийной структуры.
Впечатляют и другие интересные диспропорции. Как партия-победитель досрочных парламентских выборов в 2014 году наибольшее финансирование из госбюджета получает «Народный фронт» – всего за 2016-2018 годы партия получила почти 300 миллионов гривен. При этом, несмотря на наличие наружной рекламы, агитации на телевидении и большое количество печатной продукции, за последние 2 года партия так и не смогла убедить избирателей в собственных преимуществах и сейчас не может выйти за пределы 2% поддержки избирателей. Поражает глубина падения рейтингов: на выборах партия получила 22,14% голосов избирателей, заняв заслуженное 1-е место.
Когда почувствуем эффект?
В 2019-м по формуле, предусмотренной законом, на государственное финансирование партий выделено еще больше – 565,6 миллиона гривен. 2019-й – последний год, когда государственное финансирование будут получать только те партии, которые преодолели 5% избирательный барьер. Сейчас таких партий 6 – все они представлены соответствующими фракциями в парламенте.
Почему для некоторых партий важно получать госфинансирование, понимая, что в следующую Верховную Раду они могут и не попасть? Дело, опять же, в законе. На следующих парламентских выборах партии, которые получат более 2% голосов избирателей, смогут и дальше получать средства на свое развитие из государственного бюджета.
Вполне прогнозируемо, что на следующих парламентских выборах 2% могут получить немало политических партий. Всего, по данным социологических опросов, такой шанс имеют около 7-8 партий – те, кто не преодолеет 5% избирательный барьер, но уж точно получит 2% сторонников. В таком случае количество расходов, которые они получат из бюджета, увеличится, но их придется распределять на всех – и на парламентские, и на внепарламентские силы.
Именно в этом аспекте и звучит самая критическая масса замечаний со стороны противников государственного финансирования партий. Ведь до следующего созыва парламента огромные средства будут распределяться только между 6-ю участниками. После 2019-го их может быть в три раза больше.
Многие политики указывают на то, что партиям и кандидатам в нардепы, которые еще не были в парламенте, приходится самостоятельно искать финансирование на предвыборную кампанию. Тогда как действующие парламентские партии, даже не имея ощутимого фидбэка от избирателей, тратят десятки миллионов гривен на рекламно-агитационные кампании. Это критическое замечание можно считать достаточно обоснованным. Как следует учесть и тот факт, что в 2018 году большинство из партий, которые получали госфинансирование, почти полностью cодержали себя за счет бюджетных средств.
Впрочем, как справедливо отмечают сторонники идеи государственного финансирования партий, данный процесс запускает прозрачный механизм поступлений в партийные кассы и отчетности за потраченные деньги. Правда, эксперты советуют внести ряд изменений в закон, в частности конкретизировав направления возможных расходов партий. Сейчас некоторые пункты расходов носят недостаточно однозначный или обобщенный характер.
Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»