Валдайские признания: почему Путин меняет акценты в отношении Украины?

Александр Радчукполитолог

Предоставление томоса и возможность создания Единой поместной церкви в Украине существенно испортили планы Кремля в проекте продвижения «русского мира» на территории нашего государства. Фактический разрыв отношений между РПЦ и Константинополем, скандальные заявления российских чиновников и духовенства, истерия в СМИ – это все уже известная реакция пропагандистской машины путинского режима.

Правда, пока россияне, несмотря на нанесенный удар на религиозном фронте, мало что могут противопоставить в данном вопросе. Дело в том, что в среде духовенства в главном оплоте РПЦ в Украине – УПЦ (МП) – нет единства в вопросе поддержки своей материнской церкви. Часть УПЦ (МП) планирует принять участие в вопросе объединения украинской церкви в Единую поместную, поэтому вряд ли захочет идти на углубление конфликта с представителями других церквей и прихожанами. А значит, пока «религиозная карта» в ближайшем будущем вряд ли будет рассматриваться Кремлем в качестве фактора дестабилизации внутренней ситуации в Украине.

А вот военно-политическое обострение – вполне возможно. Об этом уже откровенно говорят в российской Думе и президент РФ Владимир Путин. Последний во время заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай» произнес ряд заявлений, среди которых откровенно и в очередной раз угрожал «врагам» применением ядерного оружия, а также намекнул на дальнейшие свои намерения в отношении Украины. Что именно имел в виду глава Кремля и достаточно ли для этого ресурсов?

Планы на краткосрочную войну

И Путин, и Госдума РФ почти одновременно заявили о возможности военного обострения с Украиной. Соответственно, в Думе обнародовали заявление о «нарастании военной угрозы» на Донбассе со стороны украинской власти и пообещали «адекватно ответить» на попытки наступления.

При этом в Госдуме почему-то вспомнили марш националистов 14 октября, который проходил вдали от линии фронта – в Киеве. Также российские депутаты пожаловались на ситуацию вокруг создания Единой поместной церкви в Украине, которая якобы «убивает» «настоящую православную церковь», да еще и провоцирует «продолжение войны против русских и русскоязычных». Вспомнили в Госдуме и о ряде «антироссийских» законов, принимавшихся Верховной Радой, и расторжении Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между РФ и Украиной. И даже больше: депутаты Госдумы обвинили украинскую власть в срыве Минских соглашений и терроризме.

Не сдерживал эмоций на «Валдае» и президент России Владимир Путин. В частности, он снова пытался напугать весь мир возможностью россиян нанести ядерный удар «только в ответ». И не забыл при этом уточнить, что «мы как мученики попадем в рай, а они (очевидно, враги русских) просто сдохнут, потому что даже покаяться не успеют».

Все эти заявления звучат на фоне очередных масштабных военных учений россиян в акватории Азовского моря. А также случая со стрельбой в колледже в Керчи в оккупированном Крыму. Конечно, российские следователи уже заявили местным СМИ, что проверяют нападавшего Владислава Рослякова на связь с украинскими националистическими организациями «Правый сектор» и УНА-УНСО. Само событие имеет очень большой резонанс как среди жителей полуострова, так и всей России. Очевидно, российским властям для осуществления своей политики нужна общая атмосфера страха и нервозности. К тому же ассоциация с украинцами, которые желают зла и якобы причастны к всевозможным диверсиям на территории России, лишь укрепляет мнение россиян о возможности и необходимости мести.

Изменение вектора

Заявления о военной мощи и возможности нанести сокрушительный удар по врагам – давний прием российской властной верхушки, направленный на внутреннюю консолидацию россиян. Но главная идея относительно дальнейших планов Кремля в отношении Украины прозвучала в другом заявлении Путина.

Главный акцент – на выборы 2019 года. При этом, вероятно, Владимир Путин рассчитывает на благоприятный исход не только после президентских выборов, но и парламентских. «Нужно дождаться, когда закончится внутриполитический цикл, и я очень рассчитываю, что удастся с новым руководством страны выстраивать хоть какие-то отношения и о чем-то договариваться. Мы к этому готовы! Мы этого хотим», – подчеркнул Путин.

Иными словами, Кремль готов к сотрудничеству лишь с теми политическими силами, которые пойдут на условия россиян и по Донбассу, и по Крыму, и по другим стратегическим вопросам. Интересно, что на этот раз, кроме воинственной риторики, Путин еще раз подчеркнул, что Украина, по сути, оказалась жертвой меркантильных интересов Запада. Мол, американцы хотят, чтобы в Украине вся сельскохозяйственная продукция выращивалась с применением ГМО, а в дальнейших планах – вообще собираются вывозить плодородный украинский чернозем. А подогревание вражды украинцев к русским, по мнению главы Кремля, осуществляется для того, чтобы разрушить все отношения и возможности для «кооперации» Украины и России. Якобы для того, чтобы избавиться от конкурентов.

Конечно, в болезненном воображении нынешних российских вождей Украина всегда предстает не как самостоятельный субъект, а как «оружие» против русских. И если убрать иностранное влияние, то никаких препятствий для «дружбы» между двумя странами нет.

Именно этой логикой будут руководствоваться те политические силы внутри Украины, которые ориентируются на сближение с Россией. И будут работать именно на таком электоральном поле. Конечно, сама Россия будет пытаться всячески способствовать подобным политическим проектам. Однако действительно ли они имеют шанс на успех?

Тактика коварного «примирения»?

России и ее партнерам в украинской политике для доминирования пока не хватает главного ресурса – значительной части пророссийского электората, который сконцентрирован в восточных областях, на временно оккупированных территориях Донбасса и Крыма.

Весь «внутренний фронт» ориентированных на Кремль политических сил будет работать на идею «примирения» с Донбассом. При этом главный элемент замысла – протянуть в Верховную Раду достаточное количество политических сил, которые проголосуют за возвращение Донбасса на выгодных для России условиях. И это условие – незамедлительное проведение на этих территориях выборов. При таких обстоятельствах у пророссийских политических сил появится существенный электоральный потенциал, который в дальнейшем может конвертироваться в еще лучшие результаты на последующих после 2019 года парламентских выборах.

Правда, воплотить в жизнь подобный сценарий будет крайне трудно. Пока все политические партии, которые ориентируются на сближение с Россией и откровенно декларируют подобные призывы, не имеют значительной приверженности среди избирателей.

Например, партия «За життя», которая, скорее всего, будет одним из драйверов возвращения Украины к курсу на сближение с Россией, по данным социологических исследований, не набирает более 6% голосов избирателей. Вопрос возможного сближения с Россией стал причиной появления существенных разногласий в дальнейшем позиционировании в лагере партии «Оппозиционный блок». Поэтому пока политический спектр сторонников Кремля находится в меньшинстве. Однако все может измениться после президентских выборов, ведь позиция нового главы государства относительно дальнейшей политики в отношении России будет решающим фактором в деятельности пророссийских сил внутри Украины.

Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО