В языковых тисках: почему европейцы испугались украинского закона «Об образовании»

Александр Радчукполитолог

Подписание президентом Украины закона «Об образовании» вызвало мощный международный скандал. Документ усиливает роль государственного языка в образовательном процессе, чего никак не ожидали представители многих национальных меньшинств, проживающих в Украине.

Мы уже привыкли к тому, что основная критика по языковым вопросам в украинском обществе всегда активно звучала со стороны России. На этот раз все иначе: кроме Кремля, свою негативную позицию по отношению к новому закону высказали на официальном уровне в Румынии, Венгрии, Болгарии, Польше, Греции и Молдове.

Пока Украина ведет войну с российскими наемниками на своей территории, любой международный скандал не способствует слаженным действиям против агрессора. Особенно, если речь идет о европейских странах. Поэтому ситуацию необходимо решать, ведь наши соседи настроены не менее решительно и даже заявили о своих намерениях в виде неприкрытого шантажа.

Наиболее громко прозвучала позиция Венгрии. Министр иностранных дел этой страны назвал решение украинского главы государства о подписании закона «Об образовании» «позорным» и даже пригрозил блокировать любые стремления Украины на сближение с Европейским Союзом. «Венгрия будет блокировать любые инициативы, выгодные Украине, в международных организациях, особенно в ЕС», – говорится в заявлении главы МИДа Петера Сиярто.

В Бухаресте отреагировали не менее остро. Президент Румынии отменил свой визит в Украину, запланированный в октябре, и прием у себя главы Верховной Рады Андрей Парубия. Посол Польши в Украине Ян Пекло заявил, что польская сторона будет ждать встречи с министром образования Украины Лилией Гриневич, чтобы выяснить ситуацию вокруг нового закона и определиться со своей позицией. При этом в польском МИДе предостерегли Украину по поводу нарушения международных обязательств в контексте нового образовательного закона, касающегося обучения на языках национальных меньшинств.

Что беспокоит соседей?

Главная претензия к украинской стороне касается норм закона «Об образовании», которые впервые за много лет ставят выпускников школ в равные условия для поступления в вузы Украины. Это якобы нарушает права национальных меньшинств на обучение на своем языке, что действительно недопустимо в европейских странах.

Особое внимание привлекла статья 7 нового закона «Об образовании». В ней говорится о том, что преподавание в школах и высших учебных заведениях будет осуществляться исключительно на государственном языке. А представители нацменьшинств смогут изучать на родном языке в школах все предметы, но только до 5-го класса. После перехода в среднее школьное звено язык нацменьшинств может быть применен для преподавания только для нескольких предметов на выбор.

Конечно, подобные новации не нравятся политикам и правительствам соседних стран, ведь речь идет о защите национальных интересов своих этнических народов. Однако если рассмотреть вопрос шире, то окажется, что в местах компактного проживания нацменьшинств в Украине, именно украинским языком полностью пренебрегают. Выпускники школ в некоторых районах Закарпатья могут не знать украинского языка и в дальнейшем беспрепятственно получать высшее образование в Венгрии. К слову, правительство этой страны активно поощряло население Закарпатья, которое имеет венгерские корни, получать соответствующее гражданство. При этом подобные поступки полностью противоречат букве украинского законодательства. Впрочем, до недавнего времени украинская сторона относилась к этим фактам безразлично.

Уберечь нормы закона

Вызовы для официального Киева очень серьезные. С одной стороны, речь идет о защите собственных национальных интересов и, в частности, очень необходимого нового закона «Об образовании». В то же время нужно нейтрализовать международный скандал, выведя дискуссию на качественно новый уровень.

Пока официальная позиция украинской власти более чем взвешенная. Министр иностранных дел Павел Климкин призвал своих коллег к диалогу не на уровне эмоций, а путем выработки путей воплощения нового законодательства. «Украина и в дальнейшем будет делать все для развития украинского и гарантировать свободное развитие языков национальных меньшинств. Это наш долг», – отметил Климкин. Среди прочего, он привел интересный факт о проблемах интеграции представителей нацменьшинств в украинское общество: по данным Минобразования, в этом году 75% выпускников школ Береговского района Закарпатской области не сдали ВНО по украинскому языку.

В свою очередь, министр образования Лилия Гриневич обнародовала еще две сильные позиции, которые могут серьезно нейтрализовать большинство аргументов противников нового украинского закона «Об образовании». Во-первых, Украина готова направить свой закон об образовании в Совет Европы для экспертизы по языковой статье, чтобы опровергнуть любые нарушения международных обязательств в данном вопросе. Во-вторых, в Минобразования успели заверить, что сам закон является рамочным, и его воплощение на местах потребует целого ряда подзаконных актов. Рекомендации для принятия которых могут быть предметом дискуссии при участии представителей нацменьшинств для учета их позиции.

Важно и то, что данный вопрос не должен переходить в политическую плоскость, ведь не правительствам соседних стран решать, как украинцам строить свое государство. Пока что украинской стороне удалось нейтрализовать политические нападки соседей и постепенно перевести их в конструктивное русло. Но хватит ли аргументов и эффективности в отстаивании собственных позиций?

При чем тут Россия?

Действительно, воевать еще и на дипломатическом фронте с государствами-партнерами из ЕС было бы крайне неразумной стратегией в то время, как в стране идет настоящая война. Именно поэтому украинское правительство должно убедить своих соседей в логичности собственных шагов и по образовательной, и по языковой политике.

Есть два мощных аргумента. Во-первых, изучая украинский язык, национальные меньшинства могут лучше интегрироваться в общественную и политическую жизнь Украины и получить возможность лучше отстаивать свои права.

Во-вторых, Украина может апеллировать к собственному опыту ситуации вокруг аннексии Крыма и военного вмешательства России на территорию Донецкой и Луганской областей. Именно Кремль активно распространял тезис о необходимости вмешательства во внутренние дела Украины для защиты русскоязычного населения. Единственное, что в России заботятся как раз не об интересах нацменьшинства в Украине, а имеют значительно более амбициозную цель – уничтожение украинской государственности.

Кстати, позиция Москвы в отношении нового украинского закона «Об образовании» прогнозируемо стала одной из самых истерических. В своем официальном заявлении Совет Федерации РФ призвала Организацию Объединенных Наций, Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе, европейские парламенты противодействовать украинизации в Украине. «Принятый Верховной Радой закон «Об образовании» противоречит Конституции Украины, ущемляет интересы русскоязычных жителей страны и нацелен на тотальную украинизацию», – говорится в документе.

Именно то, как Украина справится с отстаиванием собственной позиции по вопросу образования и языка, станет главным тестом на европейские ценности. Необходимо в данной ситуации научиться устанавливать доверие с государствами-партнерами. Именно такое умение и будет нашим основным преимуществом в борьбе с реальным агрессором на Востоке.

Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО