Всю эту неделю, согласно календарному плану работы Верховной Рады, народные депутаты посвятят работе с избирателями. Уже с 21 июля в парламенте начинается период летних каникул до 5 сентября.
Фактически каникулы начались еще 14 июля, ведь именно в этот день закончилась последняя пленарная неделя текущей 6-й сессии. Последние две недели работы парламента ознаменовались громкими скандалами относительно голосований за лишение депутатской неприкосновенности ряда народных депутатов. Наиболее резонансными стали даже не сами голосования в сессионном зале, а рассмотрение данных вопросов в профильном парламентском комитете. Ситуация еще раз показала: народные избранники идут в Раду не ради высоких идеалов и плодотворной законотворческой работы, а за особым статусом, который предусматривает ряд преимуществ. Неприкосновенность – один из весомых бонусов к депутатскому мандату.
Однако если оставить политику в стороне и попытаться проанализировать законотворческую деятельность Верховной Рады за последние полгода работы, можем сделать неутешительные выводы. Парламент – основная площадка, которая дает законодательную основу для всех изменений в государстве. Как раз ожидаемого прогресса в реформах украинцы и не дождались от нынешних парламентариев.
Следует заметить: законодательные изменения заснули в летаргическом сне еще в начале второго года каденции Верховной Рады 8-го созыва, когда стало очевидно, что с коалицией в парламенте серьезные проблемы. Результативность голосований часто зависит от внешних факторов, а «сплоченность» коалиции – от политических дивидендов. Особая роль президентской администрации все очевиднее. Тогда как политическое партнерство образца 2014 года между тогдашними коалициантами полностью свелась на нет.
Похоже, нардепы уже забыли, при каких условиях были объявлены досрочные выборы в Верховную Раду в 2014 году. В парламенте все чаще происходят рецидивы неперсонального голосований, прогулы нардепов, скандалы и драки. Красноречивым является и тот факт, что в прошлый четверг парламентарии отказались закрывать текущую сессию ради того, чтобы продолжить голосования за необходимые реформы. Глава Верховной Рады Андрей Парубий трижды выносил такое предложение на голосование и все три раза оно не набирало необходимого количества в 226 голосов.
С реформами на выход
Впрочем, не стоит надеяться, что продолжение сессии гарантировало бы результативные голосования. И в 2015-м, и в прошлом году парламент уже продолжал сессии, впрочем, собрать на них нардепов было крайне сложно. В 2015 году народные избранники собрались 31 августа для того, чтобы внести изменения в Конституцию в части децентрализации. Тогда события возле Верховной Рады закончились дракой и взрывом гранаты, что стоило жизни четырем нацгвардейцам и ранений десяткам митингующих.
Что именно не успела Верховная Рада на текущей сессии? К сожалению, фундаментальных решений, особенно в долгожданных сферах для реформирования, народные депутаты так и не приняли. На низком старте так и остались пенсионная и медицинская реформы, на осень было перенесено и рассмотрение законопроекта о реинтеграции и деоккупации Донбасса.
Без изменений осталось рассмотрение вопросов, связанных с Минскими соглашениями. Также парламент до сентября отложил принятие изменений в процессуальное законодательство, без которых невозможно запустить работу нового Верховного суда. Не хватило голосов и для назначения парламентского представителя в комиссию по внешнему аудиту Национального антикоррупционного бюро.
Не решила Верховная Рада и ряд других кадровых вопросов. Например, парламент не рассмотрел заявления на увольнение министра аграрной политики и министра информационной политики, которые ранее заявили о своей отставке. Так и осталась в статусе и. о. министр охраны здоровья.
Зато Верховной Раде удалось принять законопроект об изменениях в Конституцию Украины в части правосудия, в которой определяется порядок организации и деятельности Конституционного суда. Эксперты высказывают предположение, что принятие этого закона стало возможным из-за желания власти влиять на решения КС. Правда это или нет – станет ясно позже.
За полгода спикеру Андрею Парубию так и не удалось выполнить обещание вынести на рассмотрение ряд предложений по реформированию работы парламента. Нардепы не хотят менять устоявшийся порядок вещей: пока им не удается заставить себя работать больше и эффективнее.
Вопросы без ответов
Уже традиционно без ответов остаются несколько болезненных вопросов, которые парламент совсем не спешит решать. Особого внимания требуют изменения, которые могут повлиять на качество избрания следующего состава Верховной Рады.
Поэтому странным выглядит отсутствие решения об избрании нового состава ЦИК. Отдельного внимания требуют и изменения в избирательное законодательство. Несмотря на то, что существует определенный консенсус о переходе к пропорциональной системе с открытыми списками, сам процесс формирования этих списков и вызывает больше всего дискуссий среди экспертов.
Очевидно, без этих изменений даже гипотетическое переизбрание нового состава Верховной Рады на очередных или внеочередных выборах будет лишено всякого смысла.
Скандалы, интриги, расследования
Кульминацией нынешних скандалов в Верховной Раде стали представления ГПУ на снятие неприкосновенности и согласие на привлечение к ответственности ряда нардепов. При этом уголовные производства касались представителей разных фракций и политических сил.
В ГПУ заявляют, что нынешний перечень народных избранников, которых подозревают в совершении коррупционных преступлений, далеко не полный, и обещают продолжение сериала со снятием депутатской неприкосновенности уже осенью. Такие заявления стали очередным поводом для возмущения среди рядовых граждан, ведь снять неприкосновенность с депутатов политики обещают еще с начала 2000-х годов.
Следует предположить, что именно вопрос о снятии депутатской неприкосновенности станет тем существенным раздражителем, который может вызвать настоящий взрыв народного возмущения уже до конца этого года. У нардепов этого созыва будет выбор – либо прислушаться к требованиям граждан и лишний раз не дразнить их своим привилегированным положением, либо снова пойти на конфликт с непредсказуемыми последствиями. Внеочередные выборы в таком случае станут наиболее простым выходом из сложной ситуации.
Призрак досрочных выборов
Так или иначе, а социологические опросы фиксируют растущее разочарование граждан в способности Верховной Рады быть драйвером в реформаторских процессах. Так, по данным майского исследования Центра Разумкова, парламенту как институту законодательной власти доверяют лишь 9% опрошенных, тогда как уровень недоверия составляет 86,6%.
Отмечают негативные процессы в Верховной Раде и западные партнеры Украины. Так, глава представительства Европейского Союза в Украине Хьюг Мингарелли недавно отметил неэффективную законодательную работу парламента, что тормозит процесс изменений в государстве. «Когда мы пытаемся проверить гармонизации украинского законодательства с ЕС, мы понимаем, что в профильных министерствах законопроекты уже созданы, они зарегистрированы в Раде, но глава комитета Рады решил не двигаться вперед из-за наличия собственных интересов, и он не хочет способствовать реформам», – заявил он во время одной из пресс-конференций в Киеве. К слову, главным препятствием Мингарелли назвал как раз не процедурные вопросы, а отсутствие политической воли ко внедрению реформ.
Кроме торможения реформ, нынешний состав демонстрирует существенное сопротивление и в учете общественного мнения относительно тех или иных процессов в государстве. Особенно, если речь идет о тех преобразованиях, которых ожидает если не большинство украинцев, то по крайней мере активная часть общества. Яркий пример – последние заседания парламента, посвященные попыткам привлечения к ответственности подозреваемых в преступлениях народных депутатов. Несмотря на то, что нескольких народных избранников таки лишили неприкосновенности, парламент показал полную несостоятельность в самоочищении. Очевидно, именно фактор доверия в отношении общественных потребностей и своих прямых обязанностей может стать определяющим в вопросе легитимности нынешней Верховной Рады. В 2007 году подобная ситуация с пренебрежением ожиданиями избирателей привела к роспуску парламента 5-го созыва.
Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»