Проголосовать за увольнение судей, большинство из которых еще несколько лет назад издевались над активистами Евромайдана, оказалось непростой задачей для Верховной Рады 8-го созыва. Прежде всего серьезный кризис испытало коалиционное большинство, которое почти весь пленарный день внеочередной сессии парламента, пыталось найти голоса для результативных голосований.
В конечном итоге нардепам удалось уволить 29 судей из внесенных на рассмотрение 33 представлений. Спас ситуацию спикер парламента Андрей Парубий, правда, для этого пришлось по некоторым кандидатам голосовать по 15 раз.
Симптомы беспомощности
У парламентариев была существенная причина для спешки. С 1 октября в рамках судебной реформы вступают в силу изменения в Конституцию, которые отменяют такое понятие как нарушение судьями присяги. Именно поэтому Президент и Высший совет юстиции рекомендовали нардепам уволить судей именно сейчас, ведь уже со следующей недели подобные голосования можно было бы подвергнуть обжалованию.
А вот голосовать за важные решения с самого утра пришли далеко не все народные избранники – зарегистрировалось только 264 нардепа. При этом именно во фракциях коалиции, которые должны быть наиболее заинтересованы в результативных голосованиях, не хватало голосов. Ни БПП, ни «Народный фронт» не смогли обеспечить стопроцентную явку.
Более того, если по некоторым судьям голосов хватало, то по другим – ощущалась нехватка в 10-15 именно коалиционных штыков. Более того, даже те депутаты от «Народного фронта», которые пришли на заседание, часто воздерживались от голосования, а представители БПП время от времени покидали сессионный зал.
Наиболее дисциплинированной оказалась фракция «Самопомощи», которая пришла на заседание почти в полном составе и единодушно голосовала за увольнение судей.
Не голосовала в полном составе фракция «Оппозиционного блока», тогда как представители «Батькивщины» и «Радикальной партии Олега Ляшко» хоть и давали голоса, но в основном использовали трибуну для сокрушительной критики неспособности коалиции уволить опальных судей.
Во время голосования активистами были зафиксированы многочисленные нарушения, в том числе и случаи неперсонального голосования. В данном контексте вспоминаются действия парламента предыдущего созыва, коалиционное большинство которого состояло из нардепов от «Партии регионов». По крайней мере миссию спикера Парубия в то время выполнял не председатель Верховной Рады, а пресловутый Михаил Чечетов.
Чем болеет парламентское большинство?
В рядах самой коалиции не чувствовалось единства. Депутаты вовсю критиковали друг друга за саботаж голосования. Нардеп от фракции «Народного фронта» Виктория Сюмар публично раскритиковала демарш группы нардепов от БПП, среди которых был Сергей Березенко. Парламентарии из оппозиционных фракций и групп, и даже внефракционные обвиняли нардепов от большинства в нежелание увольнять судей.
Некоторые нардепы от БПП, среди которых и группа «еврооптимистов» – Сергей Лещенко, Мустафа Найем, Светлана Залищук, на заседании отсутствовали из-за командировки в США. А группа народных депутатов от «Народного фронта» появилась в зале заседаний только в разгар голосований.
Предпосылки такой кризисной ситуации были заложены еще весной. Фактически, в составе нынешней коалиции остались две большие фракции – БПП и «Народного фронта», а это даже при 100% явке всего 224 голоса. Голоса, которых не хватает для результативных голосований, подбирали за счет нардепов из групп «Видродження» и «Воля народа», а также отдельных внефракционных депутатов, которых в Верховной Раде насчитывается 46 человек.
Поэтому при такой шаткой конструкции не удивительно, что коалиционное большинство начало давать сбои. Впрочем, после голосования за увольнение судей Андрей Парубий заявил о том, что нардепы, несмотря на многочисленные споры, «смогли выйти на результативное решение». «Это еще раз подтверждает, что украинский парламент является форпостом борьбы с коррупцией, и у судей-коррупционеров не было шансов, чтобы представления на них не были поддержаны», – подчеркнул спикер.
Помощи ждать неоткуда
Симптоматично, что среди недовольных действиями своих коллег по коалиции из БПП были именно представители «Народного фронта». Спикеры этой политической команды хоть и демонстрируют единство с наибольшей пропрезидентской фракцией, однако все чаще проявляют характер. Эксперты говорят, что такая «смелость» связана с необходимостью «фронтовиков» восстанавливать собственные рейтинги. И, скорее всего, уже не в рамках проекта «Народный фронт». Недавно стало известно о старте новой политической силы внефракционного нардепа и «азовца» Андрея Билецкого, которого связывают тесные взаимоотношения с одним из основателей «тонущего» «Народного фронта» – министром внутренних дел Арсеном Аваковым.
Все более независимыми в голосованиях стали и малые депутатские группы «Видродження» и «Воля народа». Очевидно, эти политические проекты надеются получить свои политические дивиденды и не собираются послушно голосовать вместе с представителями коалиции. Характерна позиция внефракционного нардепа Виталия Куприя, близкого к политической силе Игоря Коломойского УКРОП. Он прямо обвинил председателя парламентского комитета по правосудию Руслана Князевича, близкого к АП, в использовании ситуации в Раде для срыва голосования за увольнение судей. «Князевич и Ко выполняют задачи Петра Порошенко для получения верных служак вроде (судьи – Ред.) Чауса», – написал нардеп на своей странице в Facebook.
Оппозиционное наступление
На фоне непростых взаимоотношений внутри коалиции, свой электоральный урожай пытаются собрать фракции «Батькивщины» и «Оппозиционного блока». Представители последней вообще отказались голосовать за увольнение судей, мотивировав свою позицию нежеланием нарушать нормы закона «О регламенте Верховной Рады».
Фракция «Батькивщины» в парламенте пошла еще дальше: обеспечив неполную явку своих представителей в сессионном зале и поддержав голосование за увольнение судей, Юлия Тимошенко подвергла острой критике неспособность коалиции эффективно голосовать за свои же инициированные вопросы. Лидер оппозиционной силы в очередной раз продемонстрировала способность успешно использовать ситуацию в свою пользу, ведь 13 из 19 нардепов «Батькивщины» еще в июне поддержали судебную реформу, предложенную Президентом. Таким образом, Юлия Тимошенко, ничем по сути не рискуя, демонстрирует слабые стороны нынешней коалиции, параллельно набирая себе электоральные баллы.
Призрак досрочных выборов
Вряд ли большинство украинцев внимательно следили за всеми перипетиями в сессионном зале Верховной Рады. Ведь вопрос увольнения судей за нарушение присяги хоть и является важным в рамках судебной реформы, но скорее является сигнальным вопросом для будущего позиционирования политическими силами.
Существует несколько причин для нынешнего коалиционного кризиса. Во-первых, неоднородность самого БПП, который с постепенным падением рейтингов Президента становится бесперспективной площадкой для построения дальнейшей политической карьеры некоторыми народными избранниками. Во-вторых, это сложные взаимоотношения между пропрезидентской командой и группами из «Народного фронта». С появлением новых партийных проектов противоречия будут только углубляться.
Ну и, конечно же, причиной тяжелых голосований в парламенте может быть и появление нового главы Администрации Президента, который пока не сумел наладить работу с депутатским корпусом. К тому же, Игорю Райнину не позавидуешь: и среди нардепов, и в самом аппарате АП у него не так уж много друзей и соратников. А наладить свое влияние с чистого листа, да еще и в таких условиях – задача не одного месяца.
Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»