За последние 12 лет (с 2013 года) в Украине открыли более 120 тысяч производств по статье 191 УК «Присвоение, растрата имущества или завладение им путем злоупотребления служебным положением», однако реальное наказание в виде лишения свободы получили менее 600 человек.
Об этом сообщили аналитики издания «Тексты», передает «Слово и дело».
В частности, только в прошлом году было открыто более 20 тысяч производств по статьям, связанным с коррупцией. По статье 191 было открыто более 7700 производств, что значительно превышает количество дел по «классическим» коррупционным статьям.
«Статья 191 — одна из самых популярных статей, по которой обвиняют в коррупции. В прошлом году за ней было открыто 7743 производства. Классические коррупционные статьи, такие как 368 («Получение неправомерной выгоды»), значительно уступают по количеству производств — в прошлом году только 1640. Такой разрыв свидетельствует о глубокой дисфункции, когда система имитирует борьбу, фокусируясь на показателях, а не на результатах», – говорится в материале.
С начала полномасштабного российского вторжения также возросло количество производств по статье 308 УК «Похищение, присвоение, вымогательство наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов или завладение ими путем мошенничества или злоупотребления служебным положением».
«В прошлом году это была вторая по популярности статья, по которой возбудили 5301 дело. Дел по другим коррупционным статьям гораздо меньше», – сообщают аналитики.
Однако общее количество приговоренных к заключению по всем коррупционным статьям за год составляет менее 100 человек.
По данным издания, из 120 тысяч зарегистрированных производств по самой массовой статье 191 до суда доходит менее половины — 50,5 тысяч. В то время как приговор вынесен только 6,6 тысячи человек, а реальное лишение свободы — 578 лицам (что меньше 0,5% начального количества дел).
Как отмечается, еще хуже ситуация со статьей 364 («Злоупотребление властью или служебным положением»). Из более чем 40 тысяч производств в суд попадают только 10% – только 3 тысячи. Реальное лишение свободы получили всего 63 человека за весь период.
«Проблема заключается не только в мягкости приговоров. Дела массово закрываются еще на этапе досудебного расследования, не доходят до суда или заканчиваются освобождением от наказания с испытательным сроком», – пишут аналитики.
Во сколько бюджету обходится противодействие коррупцииНа инфографике – как менялись расходы на Национальное антикоррупционное бюро, САП, НАПК, АРМА и Высший антикоррупционный суд.
В то же время, на каждом этапе от расследования до приговора значительная часть дел исчезает из виду – некоторые закрываются по решению суда из-за передачи лица на поруки, смерть, амнистии, примирение или недоказанности преступления, сказано у материале. Каждый этап – от досудебного расследования до вынесения приговора – становится дополнительным фильтром, через который проходит все меньше дел.
Также, по данным аналитиков, значительная часть дел теряется в статистике – полиция и прокуратура рапортуют о количестве открытых уголовных производств, то есть эпизодов расследования, тогда как суды отчитываются об осужденных.
Как сообщается, криминальная система Украины ориентируется на достижение показателей, поэтому предпочитает простые в расследовании дела против обычных граждан и чиновников низшего звена. Сложные многоэпизодные расследования чиновников, требующих значительных ресурсов и времени, остаются без внимания.
«К примеру, госслужащих чаще всего судят по статьям 368 («Принятие предложения, обещания или получение неправомерной выгоды должностным лицом») и 364 («Злоупотребление властью или служебным положением»)», – сообщает издание.
Также за последние 5 лет среди сотен открытых дел по статье 365-2 («Злоупотребление полномочиями лицами, оказывающими публичные услуги») осудили только одного человека, а еще двух освободили с условным сроком. В то же время, по статье 210 («Нецелевое использование бюджетных средств») осудили только двух коррупционеров.
Напомним, недавно Специализированная антикоррупционная прокуратура и Национальное антикоррупционное бюро сообщили о подозрении шести фигурантам масштабной коррупционной схемы, связанной с закупкой беспилотников и средств радиоэлектронной борьбы.
Кроме того, на инфографике «Слово и дело» – примеры резонансных дел, которые «зависли» в ВАКС.
Также мы рассказывали, кто из подозреваемых в коррупции заплатил залог и сбежал за границу.
Подпишитесь на наш Telegram-канал, чтоб отслеживать самые интересные и эксклюзивные новости «Слово и дело».
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»