Президент Ирана Ибрагим Раиси разбился на американском вертолете Bell 212, которому было не меньше 30-40 лет. Предварительной причиной катастрофы государственное агентство IRNA назвало его техническую неисправность, и это вовсе не удивительно: Иран на протяжении десятилетий находится под жесткими международными санкциями, из-за чего большая часть авиации страны устарела и остро нуждается в импортных запчастях. Что известно о влиянии санкций на состояние гражданской авиации Ирана, разобралось «Слово и дело».
Масштабные международные санкции против Ирана были введены после Исламской революции в 1979 году – тогда произошло падение светской монархии и становление в стране теократической республики.
Первый раунд санкций был введен США после захвата американского посольства в Тегеране – Штаты заморозили иранские активы и золотые резервы в своих банках. Далее было запрещено гражданам и компаниям из США вести бизнес в Иране и участвовать в совместных предприятиях с их компаниями, импортировать почти все иранские товары. Позже вступит в силу запрет международным финансовым организациям на выдачу кредитов Ирану, а странам – на продажу оружия.
Кроме того, США запретили импортировать в Иран самолеты и авиационное оборудование, построенное с более чем 10% американских деталей. Эти санкции почти исключили возможность покупки Ираном новых западных самолетов и вертолетов, а также затруднили поиск запчастей для обслуживания действующего флота.
После введения санкций в Иране был всплеск смертельных авиакатастроф в 1980-х, 1990-х и начале 2000-х годов. В целом, по данным женевского Бюро архивов авиационных происшествий, в период с 1979 по 2023 год в результате авиакатастроф в стране погибли более 2 тысяч человек.
Санкции привели к тому, что авиакомпании Ирана эксплуатируют одни из самых старых самолетов в мире – средний возраст действующих самолетов, по данным портала Cirium, составляет почти 28 лет, что более чем вдвое превышает средний мировой показатель.
Некоторые внутренние рейсы обслуживаются моделями, которые в остальном мире уже давно сняты с производства, включая McDonnell Douglas MD-83 и Airbus A300 и A310. Например, флагманский авиаперевозчик Iran Air до сих пор использует самолет Airbus A300, которому почти 40 лет.
Самолеты Boeing, которые находятся в эксплуатации Ирана, старше 24 лет, самолеты компании Bombardier – старше 21 года, Embraer – старше 19 лет, Fokker – старше 28 лет. У Ирана есть несколько новых Airbus и самолетов итальянского концерна ATR.
В 2015 году некоторые санкции против Ирана были сняты после подписания ядерного соглашения. Это позволило стране заключить сделку с Boeing и Airbus на обновления своего флота, но в 2018 году США вышли из сделки и такая возможность исчезла.
Так что Иран поддерживает свои самолеты в рабочем состоянии с помощью контрабандных запчастей, а также «каннибализма» – разбирая на запчасти существующий парк.
Один из последних аудитов Международной организации гражданской авиации (ICAO) показал, что в области эксплуатации самолетов Иран соответствует стандартам на 59,3%, в области летной их пригодности – на 77,5%, аэронавигационного обслуживания – на 71,9%, готовности аэродромов – на 67,4%, лицензирования и обучения персонала – на 78,3%.
Как пишет Financial Times Военно-воздушные силы Ирана находится в еще худшем состоянии, их флот старше, чем гражданский: до сих пор используются американские самолеты десятилетней давности, многие из которых были куплены в 1970-х годах, а также самолеты советского производства.
Вертолет Bell 212, на котором разбился Раиси, по одним данным был куплен в обход западных санкций в 1994 году, а по другим – куплен еще до революции 1979 года во время правления шаха Мохаммада Резы Пехлеви. В любом случае, вертолет не проходил полноценный технический контроль. Таких машин у Ирана, по данным Cirium, 62.
Напомним, в схожей, но пока не такой катастрофической ситуации оказалась и россия: западные санкции тоже ударили по гражданской авиации страны. Подробнее об этом – на инфографике «Слово и дело».
Также «Слово и дело» изучило, в воздушном пространстве каких стран есть ограничения для гражданской авиации.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»