Уничтожение американского БПЛА MQ-9 Reaper над Черным морем: что известно

Читати українською
Что известно про уничтожение российскими террористами американского дрона-разведчика MQ-9 Reaper над Черным морем и какими могут быть последствия – в материале Слово и дело
БПЛА MQ-9 ReaperYouTube

Российские террористы 14 марта сделали новый шаг в своих провокациях против мира и стабильности. Над международными водами Черного моря двумя российскими истребителями Су-27 был сбит разведывательный беспилотник США MQ-9 Reaper, который вел наблюдение за югом Украины. В США инцидент уже вызвал большое возмущение, тогда как россия врет, что вооружение не применяла и истребители в контакт с БПЛА не входили.

Рассказываем, что случилось 14 марта над Черным морем и какие могут быть последствия.

Что известно об инциденте: версия США

Первым об инциденте с уничтожением американского БПЛА написало сообщество OSINTdefender в Twitter. В сообщении было сказано, что поступила информация об «инциденте», в который был вовлечен разведывательный беспилотник США MQ-9 над Черным морем – и что БПЛА был сбит россиянами.

Затем с комментариями выступили в Европейском командовании ВС США, к ответственности которого относился сбитый БПЛА. Там заявили, что беспилотник якобы столкнулся с российским самолетом Су-27 в процессе полета, после чего упал в международные воды.

Однако немного позднее это заявление опровергли в Белом доме. Было заявлено, что президент Джозеф Байден уже в курсе инцидента, и что БПЛА был намеренно сбит россиянами.

«Наш дрон MQ-9 выполнял обычные операции в международном воздушном пространстве, когда он был перехвачен и сбит российским самолетом, что привело к падению и полной потере MQ-9» – прокомментировал инцидент командующий ВВС США в Европе и Африке генерал Джеймс Хекер.

Тем временем детали инцидента начали просачиваться в СМИ. Так, служба новостей CNN выпустила собственный репортаж об инциденте. В нем со ссылкой на неназванного чиновника США приводится рассказ о том, что, собственно, произошло. БПЛА вел разведку в международных водах, когда его перехватили два российских Су-27; один из них несколько раз сливал топливо перед БПЛА, стараясь «ослепить» и повредить дрон, а затем второй пошел на таран и повредил пропеллер летательного аппарата, после чего военные США сами сбили дрон и затопили его на большой глубине.

Еще одна публикация с деталями инцидента вышла в издании The New York Times – газета, также ссылаясь на собственные источники, сообщила все подробности о миссии беспилотника и об инциденте.

Высокопоставленный военный США рассказал газете, что ранним утром 14 марта БПЛА вылетел с военной базы в Румынии для выполнения плановой мониторинговой миссии – такие миссии вполне нормальны и могут длиться по 9-10 часов. Хотя БПЛА MQ-9 Reaper позиционируется, как разведывательно-ударный, никакого вооружения на дроне установлено не было.

БПЛА находился примерно в 75 милях (около 120 километров) от побережья Крыма, когда прилетели российские истребители и начали кружить около аппарата. После неоднократных попыток одного из самолетов слить топливо на дрон и «ослепить» его оборудование, второй истребитель резко пошел на сближение и повредил винт БПЛА. Из-за этого беспилотник пришлось затопить в море.

Соединенные Штаты 14 марта вызвали в Государственный департамент посла россии Антонова, которому высказали претензии относительно непрофессиональных и небезопасных действий российских пилотов.

Кроме того, в США заявили, что и дальше будут проводить разведывательные полеты над Черным морем в международных водах силами собственных самолетов, а также союзной авиации.

Хотя в заявлении ничего не говорится о том, будут ли теперь беспилотники иметь сопровождение из боевых истребителей НАТО или непосредственно самих США, не исключается и такой вариант.

Реакция россии

Россия тем временем традиционно врет, что вооружение истребителей не применялось, и самолеты якобы вообще не входили в контакт с БПЛА. Кроме того, там назвали воздушное пространство над международными водами «районом временного режима использования воздушного пространства, установленного в целях проведения «СВО», что является вопиющим нарушением международного законодательства.

«С целью идентификации нарушителя в воздух были подняты истребители из состава дежурных по ПВО сил. В результате резкого маневрирования беспилотный летательный аппарат MQ-9 перешел в неуправляемый полет с потерей высоты и столкнулся с водной поверхностью. Российские истребители бортовое вооружение не применяли, с беспилотным летательным аппаратом в контакт не вступали и благополучно вернулись на аэродром базирования» – заявили в министерстве обороны рф.

Более того, российский посол Антонов взял пример с российских пропагандистов, используя их любимый штамп, и сам обвинил США в том, что сделала россия – в провокации.

«Российские летчики действовали очень профессионально. Не было контакта, не было использования никакого оружия нашими истребителями. И этот беспилотный аппарат, сделав резкий разворот, врезался в пространство. Аппарат летел с выключенными транспондерами, и он вошел в зону, которая была определена, как зона специальной военной операции. По международным каналам мы предупредили всех об этом. Я считаю, что это настоящая провокация. Это провоцировали нас к каким-то действиям, после чего можно было бы обвинить российских военных в каких-то непрофессиональных действиях» – заявил он.

Впрочем, понятно, что россияне отчаянно врут, так как попытки «ослепить» БПЛА топливом перед тем, как идти на таран, явно показывают, что пилоты российских истребителей пытались сбить дрон, но таким образом, чтобы это не попало на камеры наблюдения аппарата, которые транслировали окружающую обстановку.

Военно-политический обозреватель «Информационного сопротивления» Александр Коваленко напоминает, что со времен СССР в арсенале рф остался такой прием, как «провокация без задействования средств непосредственного поражения», проще говоря, тараны и выталкивания – с повреждением противника, но без открытия огня.

«Относительно уничтожения российским истребителем Су-27 американского разведывательного БПЛА MQ-9. Да-да, именно уничтожения, вы не ослышались… У российских военных богатый опыт провокаций без задействования средств поражения, доставшийся им ещё от СССР. Ещё в советские времена практиковались провокационные и опасные действия авиации и кораблей, по отношению к противникам. Например, опасное сближение авиации или выталкивание одним кораблём другого из территориальных или нейтральных вод. В СССР такие провокации, без задействования вооружений, были не редкостью и даже представляли собой элемент воздействия» – отметил он.

В связи с этим, добавил эксперт, становится ясно, почему перехватывать БПЛА вылетели не дорогие и малоэффективные Су-34 или Су-35, а старый, довольно дешевый и проверенный временем Су-27. Даже если бы в результате тарана Су-27 упал в море вместе с беспилотником, цель была бы достигнута.

«Да, генерал Хекер может называть такие действия небезопасными и непрофессиональными, но они как раз были выполнены профессионально и намеренно. Американский разведывательный БПЛА, стоимостью с истребитель, был сбит малой, очень малой ценой. Цель достигнута» – резюмирует Коваленко.

Реакция Украины

Первыми инцидент прокомментировали в Воздушных силах ВСУ. Там отметили, что место сбитого БПЛА уже занял другой разведчик, а США дадут собственную оценку инциденту.

«То, что делает государство-террорист, понятно, с какими наклонностями... Инцидент должны комментировать, в первую очередь, Соединенные Штаты и они, очевидно, будут делать соответствующие выводы. А реакция Штатов была мгновенной: на его место прилетел другой БПЛА, который продолжает свою работу» – сказал спикер ВС ВСУ Юрий Игнат.

В СНБО 15 марта заявили, что уничтожение американского БПЛА над Черным морем – это путинский сигнал Западу, что кремль и далее готов повышать ставки в войне.

«Тактика ва-банк - постоянное повышение ставок в условиях стратегического проигрыша в надежде на изменение обстоятельств» – заявил секретарь СНБО Алексей Данилов.

Причины и последствия

Почему россия пошла на такой риск, как прямое уничтожение американского разведывательного БПЛА? Варианта всего два – это действительно прямой сигнал путина странам Запада, как отмечали в СНБО, или же это попытка россиян спрятать нечто такое, чего американский БПЛА ни в коем случае не должен был увидеть именно в данный момент времени, пусть ради этого и необходимо было пройти по грани эскалации боевых действий, сбив разведчика.

Впрочем, вряд ли инцидент приведет к каким-то серьезным последствиям для россии, или для международной обстановки. Никакой прямой реакции США не будет, будет только опосредованная – через увеличение поставок вооружения Украине, считает Александр Коваленко.

«Разумеется, никакой военной реакции от США на эти действия не последует, ведь россия их завуалировала под ЧП, но вот к чему они могут подвигнуть Вашингтон, при формировании следующего пакета военной помощи Украине - вот в чём вопрос. Ведь без ответа этот вызов не останется» – предполагает он.

Как бы там ни было, но это действительно первый случай непосредственного боевого контакта армии США и вс рф в ходе войны в Украине. Возможно, что и не последний. Но вряд ли россия сумеет запугать западные государства тем, что хочет повысить ставки – маловероятно, что с «той стороны» не рассматривали подобный вариант. Поэтому ответ, безусловно, последует, но не такой, как планирует москва.

Тем паче, на темпы проведения разведывательных полетов США над Черным морем это вообще никак не повлияло.

Антон Корж, специально для «Слово и дело»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: