С начала полномасштабной войны россии против Украины Национальный банк профинансировал государственный бюджет на 190 млрд грн, став самым большим источником поступлений средств. Поскольку налоговых поступлений и таможенных платежей не хватает для покрытия расходов бюджета, НБУ вынужден проводить активную эмиссию гривны. Какие последствия этого могут быть в долгосрочной перспективе и повлечет ли эмиссия денег НБУ высокую инфляцию, читайте в материале «Слово и дело».
Почему НБУ вынужден печатать гривну?
Находясь в состоянии войны, Украина имеет разрушенную инфраструктуру, предприятия, резко обрушилась деловая активность. Внешняя помощь обещана, но сейчас поступает в недостаточном количестве.
Печать денег в нынешних условиях – это вынужденный шаг, к которому Национальный банк прибег, поскольку для покрытия расходов госбюджета не хватает доходов от уплаты налогов и таможенных платежей.
Еще в конце мая власти отмечали необходимость ежемесячных расходов на уровне 5-7 млрд долларов. Таких поступлений нет, а необходимость поддерживать социальный и оборонный секторы, прежде всего, есть.
По словам руководителя отдела аналитики ForexClub Андрея Шевчишина, для основных направлений сейчас нет других источников финансирования, кроме эмиссии.
«В условиях военных действий это вполне обоснованные действия, и я уверен, что на каком-то этапе они даже обсуждаются с нашими западными партнерами… Мы рассчитывали на замороженные российские средства, более активную европейскую помощь, но этого не произошло», – подчеркнул он в разговоре со «Слово и дело».
В таких условиях Нацбанк оказывает максимальную помощь, которую он может предоставить, считает Шевчишин.
«В то же время, объемы и ограничения, которые введены на валютном рынке и на других участках регуляции, достаточны, чтобы эта скрытая эмиссия не имела такого значительного влияния на рынки», – добавил эксперт.
Экономист Алексей Кущ считает, что в Украине почему-то очень мифологизированная тема эмиссии, поэтому такое явление сразу вызывает неоднозначную реакцию.
«Я думаю, что здесь основная причина – фантомные боли 1990-х годов, когда инфляция была на очень высоком уровне. И вот у нас постоянно помнят ту инфляцию и пугаются эмиссии, хотя тогдашняя инфляция была вызвана переходом плановой экономики к рыночной – так называемая шоковая рыночная терапия. Сейчас аналогия с 90-ми априори невозможна», – подчеркнул эксперт в комментарии «Слово и дело».
Кущ заметил, что эмиссия в целом есть всегда. Национальный банк постоянно печатает деньги, потому что даже если у нас не будет внутренней инфляции, есть глобальная инфляция – обесценивание товаров на мировых рынках.
«Сейчас эта инфляция достаточно высока. Постоянно увеличивается номинальное значение валового продукта на показатель так называемого дефлятора, поэтому нужно печатать деньги. То есть десятки, сотни, миллиарды гривен Национальный банк постоянно печатает», – добавил эксперт.
По сути, в нынешних условиях эмиссия вышла за пределы довоенных параметров, но и другого выхода как эмиссионное замещение утраченных доходов бюджета сейчас нет, считает экономист.
«Если половина экономики выпала с точки зрения сбора налогов, а формат экономики военного времени требует увеличения бюджетных расходов, то происходит такой колоссальный бюджетный разрыв. Этот разрыв можно покрыть только за счет эмиссионных источников и международной помощи. Соответственно, эта внешняя помощь не ритмична и не стабильна, и она не может покрывать весь этот разрыв. Поэтому НБУ становится единственным источником покрытия этого разрыва», – объяснил Алексей Кущ.
По его словам, подобная практика не является единичным случаем. Если посмотреть на мировую практику во время пандемического кризиса, где в других странах тоже на несколько месяцев останавливалась половина экономики, то там центральные банки также активно напрямую покупали облигации Министерства финансов своих правительств. Это приводило к увеличению инфляционного уровня, но это позволяло амортизировать глобальный экономический кризис, отметил Кущ.
Приведет ли эмиссия денег к высокой инфляции или девальвации?
Говоря о долгосрочной перспективе, возникают опасения, что массовая эмиссия может привести к значительной девальвации гривны или высокому уровню инфляции.
По словам аналитика Андрея Шевчишина, у населения и без эмиссии заложены высокие инфляционные и девальвационные ожидания – все понимают масштабы нанесенного ущерба стране, ограниченные возможности экспорта различных товаров и масштабы расходов, которые у страны будут в период восстановления.
«Таким образом, сейчас эта эмиссия не является драйвером, а благодаря ограничениям курс остается контролируемым. Однако нужно учитывать объемы эмиссии. Например, эмиссия в 35 млрд грн не окажет такого серьезного влияния, тем более если у нас в перспективе ближайших месяцев ожидаются поступления обещанных средств в размере 9 млрд евро», – отметил Шевчишин.
То есть, как только анонсированные средства входят, фактически эта эмиссия будет перекрыта. Да, это не изменит девальвационные и инфляционные риски и ожидания, но эта эмиссия сейчас не станет такой опасной и категоричной, добавил эксперт.
Экономист Алексей Кущ объяснил, что у нас сейчас условно есть два варианта – либо полный крах экономики, либо увеличение темпов инфляции в 1,5-2 раза.
«Соответственно, если бы НБУ сейчас не печатал деньги и у нас не было бы войны, учитывая мировую инфляцию, у нас инфляция по итогам года была бы около 10%. Сейчас инфляционные ожидания повысили до 25% (на данный момент потребительская инфляция составляет 18% – Ред.)», – добавил Кущ.
Он подчеркнул, что важно также учитывать и то, что у нас не остановилась ни социальная сфера, ни оборонный сектор, ни экономика. То есть есть определенные проблемы, в частности, останавливаются предприятия, но тотального краха нет.
«Вот сейчас мы видим, что НБУ выкупил военных облигаций почти на 200 млрд грн, а ничего катастрофического с инфляцией не произошло. В принципе, во время кризиса эмиссия – это только замещение утраченных доходов населения и бизнеса», – подчеркнул Алексей Кущ.
Что может быть после того, как НБУ отпустит курс доллара?
По мнению Андрея Шевчишина, после снятия ограничений и либерализации рынка в зависимости от той модели, которую выберет Нацбанк и как он будет ее проводить, ожидается и девальвация гривны.
«Хотя на самом деле, в большинстве цен уже сейчас закладывается не текущий курс, поскольку доллары очень тяжело импортерам некритического импорта получить. Они закладывают в ценах уже больший курс – я думаю, это около 40 грн/доллар», – предположил эксперт.
Соответственно, после того, как курс отпустят, он урегулируется, но это может не оказать столь большое влияние на цены, кроме критического импорта, где очень высока оборачиваемость средств и товаров, например, это касается бензина.
По словам Шевчишина, поскольку условно 40 грн/доллар уже заложено, дальше значительно цену двигать не нужно – только если курс пересечет эту отметку.
Экономист Алексей Кущ считает, если курс отпустят сейчас, то это будет самой большой ошибкой, которую можно совершить.
«В 2014-2015 годах Украина уже игралась в так называемый плавающий рыночный курс гривны, хотя тогда военный конфликт был слабее, чем сейчас. В настоящее время соответствующие финансовые и экономические вызовы намного сложнее. В этих условиях переходить к плавающему курсу – получить ситуацию 2014-2015 годов только еще с более глубоким падением гривны», – подчеркнул он.
По его мнению, если после войны снова будет возвращение такого консервативного монетарного дискурса, то мы будем иметь крайне низкие темпы роста, будем ограничивать монетарный суверенитет и т.д. А если будем двигаться в том направлении, в котором нас заставила двигаться война, тогда будет скорейшее восстановление экономики, резюмировал экономический эксперт.
Напомним, в НБУ подсчитали, что российские оккупационные войска с начала войны нанесли Украине общий ущерб в 100 миллиардов долларов – сюда входят разрушения жилья, объектов бизнеса и другой важной инфраструктуры.
Анастасия Дячкина, специально для «Слово и дело».
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»