Запрет на рекламу и вкусовые добавки: что предусматривает антитабачный законопроект

Читати українською

Верховная рада в начале июля приняла в первом чтении один из самых дискуссионных законопроектов – об охране здоровья населения от вредного воздействия табака. Так называемый «антитабачный» законопроект несколько раз дорабатывался в профильном комитете, против него логично выступает табачное лобби, а некоторые эксперты критикуют за расхождение с директивами Евросоюза и слишком жесткие методы регулирования рынка. «Слово и дело» разобралось, какие ограничения предлагают ввести авторы проекта.

«Употребление табачных изделий – один из основных факторов риска возникновения неинфекционных заболеваний (сердечно-сосудистых, сахарного диабета, рака, хронических обструктивных заболеваний легких и расстройств психического здоровья), которые вызывают почти 84% всех смертей в Украине. По данным Министерства здравоохранения Украины, ежегодно 85 тысяч украинцев умирает от болезней, вызванных курением», – говорится в пояснительной записке.

Авторы законопроекта также хотят снизить уровень потребления табачных изделий среди детей и молодежи. Согласно статистике, поданной в законопроекте, 40% детей в возрасте 13-15 лет пробовали электронные сигареты, а почти 15% – являются постоянными потребителями табака.

В законопроекте предлагается ввести определение терминов «электронная сигарета», «вкусоароматическая добавка», «табак для кальяна» и так далее.

В случае принятия закона под запрет может попасть изготовление и торговля сигаретами с содержанием:

  • больше 1 мг никотина (сейчас 1,2 мг);

  • больше 10 мг смолы (сейчас 12 мг);

  • больше 10 мг монооксида углерода (сейчас это в законодательстве не регулируется).

Кроме того, хотят запретить продажу сигарет со вкусовыми добавками, курение электронных сигарет и кальянов в общественных и рабочих местах.

В законодательстве сейчас, как отмечают авторы, практически нет норм, регулирующих продажу и рекламу электронных сигарет. Поэтому предлагается запретить их рекламу и рекламу жидкостей и заправочных контейнеров к ним.

Хотят изменить также требования к графическим предупреждениям на пачках сигарет, которые ввели в 2012 году. Для табачных изделий медицинские предупреждения должны составлять 60% площади пачки (сейчас 50%), для электронных – 30%.

Что касается рекламы, то законопроект предусматривает запрет видимого размещения табачных изделий и электронных сигарет в пунктах продажи.

Также планируют ввести ответственность за:

  • нарушение правил производства, торговли и медицинского предупреждения – 20 тыс. грн (за повторное 50 тыс грн);

  • нарушение отчетности об ингредиентах – 30 тыс. грн (повторно 50 тыс. грн);

  • продажу табачных изделий несовершеннолетним – 1 тыс. грн (повторно 10 тыс. грн);

  • курение в общественных и рабочих местах – 1 тыс. грн (повторно 10 тыс. грн);

  • нарушение правил рекламы – 30 тыс. грн (повторно 50 тыс. грн).

Напомним, «Слово и дело» писало о том, какие законопроекты, направленные на защиту здоровья украинцев регистрировали в парламенте.

На инфографике можно посмотреть, какие запреты в отношении курения действуют в Украине, а также как менялась стоимость сигарет в 2014-2020 годах.

Лучшие инфографики от аналитиков «Слово и дело» каждый день без лишнего текста – в телеграм-канале Pics&Maps.


Подписывайтесь на наш аккаунт в Telegram, чтобы первыми получать важные новости и аналитику.


Поделиться:
АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО
Подпишитесь на наш канал