В Украине будут созданы кибервойска. Об этом заявил секретарь Совета национальной безопасности и обороны Алексей Данилов во время встречи с главным советником президента Литовской Республики по вопросам национальной безопасности Дариусом Кулешюсом. Очевидно, главным противником украинских кибервойск станут российские войска информационных операций, которые существуют уже более четырех лет.
О том, что в Украине будут созданы кибервойска стало известно еще 14 мая. Об этом после одного из заседаний СНБО сообщил сам Алексей Данилов. По его словам, соответствующее решение было единогласно поддержано всеми 21 членами СНБО. На недавней встрече с Дариусом Кулешюсом Данилов всего лишь повторил этот тезис. Численность и сроки создания кибервойск пока не оговариваются.
Необходимость создания такого подразделения поясняется очень просто. По данным того же СНБО, только в 2020 году в Украине было зафиксировано около одного миллиона случаев киберугроз. Среди них – сетевые атаки, попытки сетевого сканирования, попытки WEB-атак, фишинг, DDoS-атаки, распространение вредоносного программного обеспечения. Откуда исходили эти киберугрозы – не уточняется. Однако совершенно очевидно, что кибервойска создаются не только, чтобы защищаться, но и для того, чтобы нападать. И одним из противников, наверняка, будет Россия.
В России войска информационных операций существуют с 2017 года – во всяком случае, именно в этом году о них стало известно из открытых источников. По состоянию на 2017 год, кибервойска РФ насчитывали около 1000 человек и располагали финансированием в $300 млн в год. Это позволяло им входить в пятерку наиболее продвинутых подразделений такого рода. На тот момент самой сильной армией в киберпространстве обладали США – 9000 боевых хакеров с ежегодным финансированием в $7 млрд, а самой многочисленной – Китай – 20 тыс. интернет-бойцов, на деятельность которых выделялось $ 1,5 млрд. После США и Китая следовали Великобритания и Южная Корея, а затем Россия.
Помимо упомянутых государств, в круг держав с более или менее развитым «интернет-оружием» входили Германия (1000 «бойцов» с ежегодным финансированием в $ 250 млн, то есть почти сопоставимо с Россией), Франция, Северная Корея и Израиль. В 2018 году о создании кибервойск заявила Эстония. Причем эта маленькая балтийская страна считается одним из самых развитых государств Европы в плане киберзащиты. Примечательно, что к 2021 году Германия, собиралась повысить численность своих кибервойск до 13,5 тыс. человек.
Полезность «киберармий» совершенно очевидна. В цифровую эпоху, когда множество операций выполняются онлайн и без участия человека, хорошо подготовленный IT-специалист или группа таких специалистов вполне способны парализовать деятельность важнейших государственных учреждений и заблокировать систему управления войсками. На что это может быть похоже, мы увидели 27 июня 2017 года, когда вредоносная программа под названием Petya.A «положила» компьютерные сети украинских государственных предприятий, учреждений, банков и различных СМИ. В частности, пострадали такие важнейшие организации, как «Ощадбанк», «Укрпочта», аэропорт «Борисполь», «Укрзализныця» и даже ЧАЭС. Эффективность применения кибервойск может быть тем выше, чем сильнее «оцифрована» экономика того или иного государства. Отличной защитой может служить самая минимальная зависимость от современных технологий передачи информации, но кто же согласится добровольно отбросить себя в прошлый век?
То, что российские хакеры представляют собой серьезную опасность – известно давно. Самый последний факт – возможная атака на бразильскую компанию JBS S. A., которая является крупнейшим поставщиком мяса в мире и располагает более 150 мясоперерабатывающими заводами в 15 странах. Из-за хакерских атак, за которыми, вероятно, стоят россияне, была остановлена работа компьютерных сетей на заводах в Канаде, США и Австралии. Длительный простой может привести к росту мировых цен на мясо, а это может коснуться уже рядовых потребителей.
Несколькими днями ранее предположительно российские хакеры взломали систему рассылки электронной почты, используемую американским Агентством по международному развитию USAID. Очевидно, это было сделано для того, чтобы получить доступ к грантополучателям, занимающимся гуманитарной деятельностью и защитой прав человека в разных точках планеты.
До этого российских хакеров обвиняли во взломе компьютеров Национального комитета Демократической партии в 2016 году. Это вызвало известный международный скандал, связанный со вмешательством российских спецслужб, вероятно СВР, в американские выборы.
Таким образом, еще не родившимся украинским кибервойскам будет противостоять очень серьезный противник. Но войны в виртуальном пространстве – это обратная сторона прогресса. Если мы хотим следовать велению времени – другого выхода, кроме как принять этот вызов, у нас просто нет.
Денис Попович, специально для «Слово и дело».
Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»