Верховная рада приняла в первом чтении закон о создании Бюро экономической безопасности. Планируется, что новый орган будет единственным расследовать финансовые преступления и в будущем заменит налоговую милицию. «Слово и дело» предлагает посмотреть, какие полномочия предусмотрены в законопроекте.
В пояснительной записке к законопроекту говорится, что его целью является разделение сервисной и правоохранительной функций налоговой службы, ликвидация налоговой милиции, оптимизация структуры и численности органов, ведущих борьбу с преступлениями в сфере финансов, устранения дублирования их функций.
Предполагается, что БЭБ создает президент Украины. Также глава государства назначает и увольняет директора БЭБ сроком на 5 лет (по представлению конкурсной комиссии). Здесь кроется тот самый конфликт, который сейчас пытаются решить с помощью Конституционного суда относительно НАБУ, а в перспективе и ГБР.
На самом деле у президента нет полномочий образовывать правоохранительный орган и назначать его руководство. Возможно, ко второму чтению этот момент учтут в поправках.
В новом органе предусмотрена предельная численность работников в 4 тыс. человек. Максимальный должностной оклад работников – 40 тыс. 540 грн (по состоянию на 2020 год), что составляет 20 прожиточных минимумов, установленных на 1 января соответствующего года. Максимальный размер премии работников – 12 тыс. 162 грн (по состоянию на 2020 год), то есть не более 30% от должностного оклада.
Бюро экономической безопасности должно предотвращать, выявлять, пресекать, расследовать и раскрывать уголовные правонарушения, в том числе и несущие негативное влияние на национальную экономику.
В связи с образованием БЭБ планируется ликвидировать налоговую милицию и подразделения контрразведывательной защиты интересов государства в сфере экономической безопасности СБУ.
К функциям досудебного расследования БЭБ могут отойти расследования таких правонарушений:
незаконное изготовление, хранение и сбыт подакцизных товаров;
подделка документов, представляемых для проведения государственной регистрации юрлица и ФЛП;
противодействие законной хозяйственной деятельности;
уклонение от уплаты налогов;
уклонение от уплаты ЕСВ и страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование;
доведение банка до неплатежеспособности;
доведение до банкротства;
нарушение порядка ведения базы данных банка о вкладчиках или порядка формирования отчетности;
фальсификация финансовых документов и отчетности финансовой организации;
мошенничество с финансовыми ресурсами;
манипулирование на фондовом рынке;
подделка документов, представляемых для регистрации выпуска ценных бумаг;
нарушение порядка ведения реестра владельцев именных ценных бумаг;
изготовление, сбыт и использование поддельных негосударственных ценных бумаг;
незаконное использование знака для товаров и услуг;
незаконный сбор или использование сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну;
разглашение коммерческой или банковской тайны;
незаконное использование инсайдерской информации;
сокрытие информации о деятельности эмитента;
незаконная приватизация государственного и коммунального имущества;
противодействие законной хозяйственной деятельности;
нецелевое использование бюджетных средств;
издание нормативно-правовых актов, которые уменьшают поступления в бюджет или увеличивают расходы бюджета вопреки закону;
контрабанда;
легализация/отмывание имущества, полученного преступным путем.
Ранее «Слово и дело» разбиралось с экспертом, будет ли эффективным Бюро экономической безопасности.
Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.
Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»