Регистрация земельного участка: как действует пилотный проект и что изменилось в процедуре

Читати українською
Что изменилось в процедуре государственной регистрации земельного участка? В чем суть пилотного проекта? Касаются ли изменения земельных паев? Какие документы надо подавать?
Слово и дело

С 10 июня 2020 года в Украине начал действовать новый порядок государственной регистрации земельных участков. Согласно постановлению Кабинета министров в течение ближайших двух лет будет действовать пилотный проект по принципу экстерриториальности при регистрации земли. Это значит, что решение о регистрации земельного участка будет принимать государственный кадастровый регистратор, выбранный рандомно системой Государственного земельного кадастра. «Слово и дело» разбиралось, как будет действовать нововведение и что изменится для собственников земли.

Что предусматривает принцип экстерриториальности при регистрации земли?

Кабинет министров принял постановление, которым вводит принцип экстерриториальности в порядок государственной регистрации земельных участков.

Это означает, что отныне решение о регистрации земельного участка может быть принято любым государственным кадастровым регистратором, выбранным по принципу случайности системой Государственного земельного кадастра.

В первую очередь случайный выбор регистратора (по всей территории Украины) должен снизить коррупционные риски и уменьшить количество необоснованных отказов при регистрации земельных участков.

Кроме того, исправление ошибок в сведениях Госземкадастра будет проводить сертифицированный инженер-землеустроитель. Речь идет об ошибках в сведениях о месте расположения земельных участков и в применении систем координат земельных участков (в том числе ошибок, возникших при пересчете из одной системы координат в другую), которые были сформированы до 1 января 2013 года.

Какие процедуры изменились?

  • срок регистрации земли сокращается с 14 до 7 рабочих дней;

  • реализуется принцип экстерриториальности при предоставлении соответствующей услуги;

  • устраняются причины, которые обусловливают необходимость неоднократных обращений заявителей с документами через центр предоставления админуслуг к государственным кадастровым регистраторам в случае отказа в регистрации.

Пилотный проект должен упростить механизмы предоставления админуслуг, а также получить их в электронном виде.

В Кабмине предполагают, что кроме сокращения сроков предоставления услуг будет усовершенствована защита имущественных интересов физических и юридических лиц.

Также новая процедура регистрации земельных участков позволит ускорить и повысить качество проведения экспертизы землеустроительной документации.

Как изменился порядок подачи документов?

Новый порядок подачи документов для регистрации земельного участка предусматривает, что:

  • документы подаются лично собственником или его представителем в территориальный орган Госгеокадастра по месту расположения земельного участка через центр предоставления административных услуг;

  • заявление в электронной форме с прилагаемыми документами может быть подано средствами телекоммуникационной связи сертифицированным инженером-землеустроителем, который является разработчиком соответствующей документации.

В рамках пилотного проекта также будет отрабатываться возможность заказать и получить результаты государственной экспертизы землеустроительной документации в электронной форме.

Процедура будет проходить через Единый государственный портал административных услуг и интегрированные с ним информационные системы Госгеокадастра.

Земли какого целевого назначения регистрируются по-новому?

Речь идет обо всех земельных участках независимо от целевого назначения. Пилотный проект применяется в отношении земельных участков, государственная регистрация которых осуществляется в отношении:

  • отвода земельных участков;

  • технической документации по установлению/восстановлению) границ земельного участка в натуре (на местности);

  • технической документацией по инвентаризации земель.

Важно учитывать, что пилотный проект не распространяет свое действие на земельные участки, государственная регистрация которых осуществляется относительно:

  • технической документации по разделению и объединению земельных участков;

  • технической документации по установлению границ части земельного участка, на которую распространяются права субаренды, сервитута;

  • иным видам документации по землеустройству.

Как проходит новая процедура регистрации земли?

Для заявителя процедура практически не меняется, кроме сроков рассмотрения заявления, а также возможности отслеживать процедуру регистрации земельного участка.

В день поступления заявления о госрегистрации земельного участка государственный кадастровый регистратор территориального органа Госгеокадастра проверяет полагающийся пакет документов на соответствие требованиям Порядка ведения Госземкадастра.

После регистрации заявления и документов проводится случайный выбор с помощью программного обеспечения другого территориального органа Госгеокадастра. Именно он и будет проводить регистрацию земельного участка.

Случайно выбранный регистратор формирует выписку или решение об отказе в государственной регистрации земельного участка в электронной форме, скрепляет их своей квалифицированной электронной подписью. По желанию заявителя он направляет такие сведения в форме электронного документа по адресу интернет-страницы, с которой осуществлялась подача заявления.

Затем все документы возвращаются в электронном виде в место их подачи и там уже, по месту расположения земельного участка, распечатывается заявление, выписка или решение об отказе в регистрации земельного участка. Там же документы подписываются и скрепляются собственной печатью, после чего регистратор передает их в соответствующий центр предоставления административных услуг для выдачи.

Заявитель может проверить состояние разработки и результаты рассмотрения заявления с помощью официального веб-сайта Госгеокадастра по номеру заявления.

Общий срок осуществления государственной регистрации земельного участка регистраторами не должен превышать семь рабочих дней со дня регистрации заявления.

Какие документы необходимы для регистрации земельного участка?

Для государственной регистрации земельного участка необходимо подать:

  • заявление установленной формы;

  • оригинал документации по землеустройству, которая является основанием для формирования земельного участка;

  • документацию по землеустройству, которая является основанием для формирования земельного участка, в форме электронного документа.

Отметим, что государственная регистрация земельного участка является бесплатной, но документация по землеустройству, которая необходима для его регистрации, составляется субъектами предпринимательской деятельности, а цена устанавливается по договоренности.

Ранее «Слово и дело» писало, как продать земельный пай после открытия рынка земли.

Также мы разбирались, что будет с паями селян, как поведут себя агрохолдинги и кто выиграет больше всего от открытия рынка земли.

Хотите обсудить эту новость? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.

Лучшие инфографики от аналитиков «Слово и дело» каждый день без лишнего текста – в телеграм-канале Pics&Maps.


Подписывайтесь на наш аккаунт в Telegram, чтобы первыми получать важные новости и аналитику.


Поделиться:
АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО
Подпишитесь на наш канал