Министерство развития экономики, торговли и сельского хозяйства считает, что в 2020 году в Украине соберут только 60 млн тонн зерновых и зернобобовых культур. «По скорректированным прогнозам, в 2020 году из-за дефицита влаги и экономических факторов, обусловленных пандемией COVID-19, аграрии соберут 60 млн тонн зерновых и зернобобовых культур», – сообщили в министерстве. Глава Национального совета экономического развития Алексей Дорошенко в комментарии «Слово и дело» подчеркнул, что в 2020 году рекордного урожая в Украине точно не будет.
Дорошенко уточнил, что зерновых будет меньше на несколько миллионов тонн, но конкретно просчитать никто не может. Сейчас все зависит от дождей.
По его словам, сильно и безвозвратно пострадали южные регионы. Другие регионы понемногу восстанавливают свои планы, скорее всего, больших потерь не будет.
«Сколько бы мы не собрали зерновых, на внутреннюю цену на хлеб и крупу это практически не повлияет. Исключением будет только гречка. Всего остального мы собираем больше, чем потребляем. Все в основном идет на экспорт: кукуруза, пшеница», – рассказал экономист.
Эксперт при этом уточнил, что неизвестно пока, каким будет урожай ржи. Украина – импортер этого вида зерна, поэтому черный хлеб дорожает быстрее белого, заметил собеседник.
«Относительно зерновых, важно, будет ли расти мировая цена на них или нет. Пока что цена стабильна. В марте был рост небольшой, в апреле цена упала, сейчас все достаточно стабильно. Поэтому в данном случае оснований для роста пока нет. Если в мире везде пшеницы соберут меньше, тогда, возможно, в августе-сентябре мы увидим рост цены на зерновые. Однако, каким будет этот рост, нельзя сказать, слишком далекие планы», – прокомментировал глава Национального совета экономического развития.
Алексей Дорошенко подчеркнул, что под вопросом урожай овощей, потому что как раз южный регион обеспечивает многими товарами, например, луком, капустой. Он уточнил, что Украина на сегодняшний день не обеспечена собственным луком, и ситуация может ухудшиться.
Экономист также обратил внимание на проблему с огородами.
Собеседник заметил, что предыдущие три года показали, что граждане все меньше занимаются огородами, доходы упали. Поэтому картофеля, капусты, лука стало гораздо меньше.
Он пояснил, что в этом году наложилось то, что многие не смогли еще и доехать на дачи или к огородам. Соответственно, продукции будет еще меньше, что может повысить цены на овощи.
«Однако сейчас горизонт планирования очень маленький: неделя, две. Что будет осенью с ценами, непонятно», – добавил эксперт.
По его мнению, низкая покупательная способность будет сдерживающим фактором роста цен. Однако все равно Украина вышла на то, что большая часть продуктов уже стоят дороже, чем в Европе.
Экономист разъяснил, что в Украине уже пересеклись как импортные, так и отечественные продукты. Отечественных – около 80%, импортных – около 15%.
«Они ведут борьбу между собой. Когда импорт в цене дешевле, понижается в цене и отечественная продукция. Но в любом случае цена на внутреннем рынке уже не может быть ниже, чем в Польше, например. Если цена в Польше не будет падать, то никакая внутренняя покупательная способность не повлияет на снижение цен. Себестоимость продукции будет говорить сама за себя. Дешевле просто не будут продавать. Оснований для роста сейчас нет. Но каждые две недели могут изменить ситуацию. Летом традиционно ожидается снижение цен на овощи, дефляции. Но, как будет в этом году, точно неизвестно», – прокомментировал глава Национального совета экономического развития Алексей Дорошенко.
«Слово и дело» посмотрело, какой была урожайность зерновых культур в Украине в 2014-2019 годах.
Ранее мы писали, в какие отрасли агробизнеса собираются направить государственные средства, а также вспомнили топ-10 владельцев агрохолдингов, которым досталось больше всего дотаций в 2017-2019 годах.
Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.
Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»