3 февраля премьер-министр Алексей Гончарук презентовал новую правительственную программу «Доступные кредиты 5-7-9». По условиям этой программы украинские предприниматели могут получить на развитие своего бизнеса до 1,5 млн грн сроком на 5 лет. При этом для бизнеса с годовым доходом до 25 млн грн эти деньги будут выдаваться под 7% годовых, а при условии создания новых рабочих мест проценты могут быть снижены до 5% (за каждое новое рабочее место кредит дешевеет на 0,5%). Для бизнеса с доходом в размере 25-50 млн грн в год кредиты будут стоить 9% годовых, но за создание новых рабочих мест ставка может снизиться до 5%. Заместитель исполнительного директора Центра экономической стратегии Дмитрий Яблоновский в комментарии «Слово и Дело» предположил, что кредиты будут доступны не для всех желающих, будет отбор, но нужно понимать, что программа кредитования – не благотворительная акция.
Экономист подчеркнул, что государство сделает кредиты более доступными, но лишь частично, за счет специальных условий. При этом средства все равно придется возвращать. Следовательно, нужно оценивать потенциального заемщика, насколько он рискованный, подчеркнул Яблоновский.
По его мнению, сам по себе идея правильная, поскольку на сегодняшний день, чтобы помочь бизнесу, это один из самых эффективных способов из всех возможных.
«Можно, условно говоря, просто раздавать средства для открытия бизнеса. Однако в таком случае есть очень много коррупционных рисков, опасность нецелевого использования денег. Стимулы совсем другие, нежели, когда есть условия кредитования, процентная ставка», – прокомментировал Яблоновский.
Заместитель исполнительного директора Центра экономической стратегии уточнил, что в теории программа кредитования должна быть доступной для бизнеса и будет стимулировать работу над возвращением кредитов, а значит, эффективно.
«Что получится на практике? Нужно, чтобы правительство публиковало данные о количестве и объёме выданных кредитов. Тогда мы сможем понять, будут ли доступные кредиты пользоваться массовым спросом, сейчас рано делать выводы», – добавил Дмитрий Яблоновский.
Экономист обратил внимание, что программа предполагает целый ряд ограничений. В частности, оценивать проекты и решать, какие из них кредитовать, будут банки. На его взгляд, это правильное решение, поскольку банки знают, как правильно выбирать заемщиков с точки зрения потенциальных рисков.
«Государство должно вмешиваться там, где есть какой-то провал рынка. В Украине слишком высокая процентная ставка в сравнении с европейскими странами. Точечно эту проблему сейчас решили – снизили ставку. Очень хорошо, что государство в вопросе кредитования не стало делать вид, что знает кому и как лучше выдавать кредиты, как оценивать заемщика. Это прерогатива и ответственность банков. Вмешательство государства должно быть точечным и минимальным», – прокомментировал Дмитрий Яблоновский.
Заместитель исполнительного директора Центра экономической стратегии предполагает, что программа «доступных кредитов» будет востребована, поскольку уже подано более 17 тысяч заявок от бизнеса.
Эксперт добавил, что высокая кредитная ставка отпугивала потенциальных заемщиков, сейчас есть шанс на улучшение ситуации, прежде всего экономической. Он напомнил, что в Кабмине поставили амбициозную цель – рост в 5-7% ежегодно. Для этого нужны инвестиции.
«Что такое инвестиции? Это когда предприниматель, например, покупает какой-то производственный актив. Программа доступных кредитов направлена как раз на то, чтобы не просто наполнять оборотные средства, а чтобы предприниматель мог приобрести нужное новое оборудование, увеличить объёмы производства, повысить продуктивность. В итоге это шанс для роста занятости населения и экономики», – прокомментировал заместитель исполнительного директора Центра экономической стратегии Дмитрий Яблоновский.
Ранее «Слово и Дело» разобралось, сколько теперь будут платить ФЛП и как изменилось налогообложение.
Также читайте, из каких стран присылают денежные переводы в Украину.
Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»