«Глубокая разморозка»: что значит для Украины уход Суркова

Читати українською
Денис Поповичжурналист

В России готовится смена «куратора» по украинской проблематике. Вместо Владислава Суркова им может стать новый заместитель главы администрации президента РФ Дмитрий Козак. Уход Суркова поясняется вероятной «сменой курса на украинском направлении». Как может развиваться ситуация дальше?

О том, что помощник президента РФ Владимира Путина Владислав Сурков покинул государственную службу, стало известно 25 января. Тогда об этом сообщил близкий к Кремлю директор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков. Уход Суркова Чеснаков пояснил «сменой курса на украинском направлении».

Господин Сурков считался кремлевским «куратором» украинского направления – вопросов, связанных с урегулированием военного конфликта на Донбассе. После его ухода украинское направление якобы должен взять на себя бывший вице-премьер нового правительства РФ, а теперь уже заместитель главы администрации президента РФ – Дмитрий Козак. Новый возможный «куратор» родился в Кировоградской области и, по слухам, даже владеет украинским языком.

Впрочем, спустя почти неделю после этого сообщения официальной информации по поводу отставки Суркова так и не последовало. Более того, в телеграм-каналах появилась информация о том, что Сурков продолжает торговаться насчет своей дальнейшей судьбы и может быть даже будет продолжать влиять на отношения с Украиной.

Отставка Суркова: как изменится тактика РФ в отношении УкраиныПомощник президента России Владимира Путина Владислав Сурков, курировавший украинское направление на протяжении последних шести с половиной лет, уходит в отставку.

Тем не менее, если сведения об уходе Владислава Суркова верны, то возможны различные варианты дальнейшего развития событий. Надо понимать, что условно бывший помощник президента РФ был сторонником «глубокой заморозки» донбасского конфликта для того, чтобы отвлечь внимание мирового сообщества от этой проблемы и постепенно добиться снятия санкций с РФ. В свою очередь, Дмитрий Козак сумел обеспечить приход к власти в Молдове пророссийских сил и добился мирной «перезагрузки» отношений между Молдовой и РФ.

Поэтому «смена курса на украинском направлении» может означать отказ от сурковской «глубокой заморозки» и попытку Кремля перенести в Украину так называемый «молдавский кейс». Тем более, что именно к этому располагает миролюбивая политика президента Владимира Зеленского, желающего во что бы то ни стало завершить войну на Донбассе. Чего же ждать дальше?

Нужно понимать, что любые варианты разрешения конфликта на Донбассе сейчас упираются в необходимость выполнения Минских соглашений. Эти договоренности не устраивают Украину, поскольку они предполагают фактическую федерализацию Украины через внесение изменений в Конституцию, касающихся предоставления ОРДЛО особого статуса. При этом бывшие главари боевиков могут быть амнистированы и легитимизированы путем проведения местных выборов на Донбассе.

Реализация Минских соглашений в нынешней редакции опасна для нынешней власти, потому что может привести к протестам внутри страны. С другой стороны, если Владимир Зеленский будет задерживать выполнение «Минска-2», это может серьезно ударить по его политическому рейтингу, поскольку скорое завершение войны было одним из важнейших предвыборных обещаний нынешнего президента.

Неукоснительное выполнение «Минска-2» скорее всего приведет ситуацию в тупик и в большей степени отвечает тактике «заморозки» конфликта. Поэтому единственным вариантом, который помог бы сдвинуть урегулирование с мертвой точки, может быть модернизация Минских соглашений.

Главной претензией Украины является последовательность выполнения некоторых пунктов «Минска-2». Они предполагают, что восстановление украинскими властями полного контроля над государственной границей должно начаться в первый день после местных выборов и завершиться после всеобъемлющего политического урегулирования, которое как раз и предполагает нежелательную для Киева конституционную реформу.

Поэтому переговорщики могут попробовать изменить очередность выполнения Минских соглашений, при которых местные выборы могут состояться после перекрытия границы. Однако все имеет свою цену. И здесь, вероятно, включится «молдавский кейс» – Украине могут быть выставлены политические условия, например, ограничивающие движение нашей страны в НАТО или вынуждающие Киев «забыть» об аннексии Крыма.

В любом случае нужно понимать, что Дмитрий Козак, даже будучи уроженцем Украины, все равно будет отстаивать интересы Российской Федерации. Поэтому поводов для радости от вероятной рокировки на «украинском направлении» не очень много.

Денис Попович, специально для «Слово и Дело»

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ YOUTUBE КАНАЛ

и смотрите первыми новые видео от «Слово и дело»
Поделиться: