19 сентября в Брюсселе Украина, Россия и Европейский Союз сели за стол переговоров. Тема дискуссии — условия поставок и транзита российского газа в ЕС через территорию Украины с 2020 года, то есть после завершения действующего контракта «Нафтогаза» с «Газпромом». Накануне Кабинет министров отдал в подчинение Министерству финансов «Магистральные газопроводы Украины» (МГУ) – предприятие, созданное в целях анбандлинга (разделения «Нафтогаза Украины»). Управлять ГТС будет новая компания МГУ. В правительстве предполагают, что это усилит позиции Украины.
В комментарии «Слову и Делу» член наблюдательного совета Института энергетических стратегий Юрий Корольчук подчеркнул, что НАК «Нафтогаз» три года тормозил процесс разделения компании.
По его словам, главная причина того, что НАК блокировал процесс, связана с группой европейских трейдеров, с которыми они работают и которые хотят контролировать транзитную магистраль.
«Кроме того, НАК понимает, что история с транзитом может закончиться, и они потеряют рынок. Поэтому «Нафтогаз» сосредоточился на борьбе за внутренний рынок, что проявилось в конфликтах с облгазами», — добавил Корольчук.
В связи с тем, что до окончания контракта три месяца, нового договора нет, ЕС начал давить на новое правительство и НАК.
Эксперт критически оценил модель разделения «Нафтогаза», поскольку в реальности об анбандлинге говорить не приходиться.
Он указал, что анбандлинг предусмотрен Третьим энергопакетом. Структура должна быть независима и существовать как отдельное юрлицо.
«В данном случае, компания, которая будет управлять ГТС, будет оставаться за основу в структуре НАКа. Это их компания, которую они зарегистрировали внутри себя на период газового конфликта. МГУ переданы в аренду. Таким образом, вроде как отдельное юрлицо получит имущество в виде ГТС в управление и сможет подписать контракт на транзит газа», — пояснил Корольчук.
По мнению энергетика, нельзя считать, что произошел анбандлинг «Нафтогаза», поскольку НАК остается монополистом, а ГТС временно переходит от его прямого управления, в управление МГУ.
На его взгляд, за НАК остается право в любой момент пересмотреть свое решение и отменить его.
«Как тогда Украина будет гарантировать перед Еврокомиссией РФ выполнение обязательств будущего транзитного контракта?», — акцентировал эксперт.
Он отметил, что в целом Украина намерена взять на себя обязательство обеспечения транзитной мощности на 90 млрд кубометров газа.
«В частности, 30 млрд кубометров могут забронировать другие компании или тот же «Газпром». Украина предлагает РФ забронировать 60 млрд кубометров транзитных мощностей газотранспортной системы сроком на 10 лет», — конкретизировал он.
Энергетик предполагает, что даже если будут такие объемы, то контракт будет краткосрочным – на год или немного больше, чтобы НАК завершил реальный анбандлинг. После чего уже будут переговоры по транзиту на следующий период, добавил он.
Как считает эксперт, для Украины складывается плохая ситуация в случае подписания краткосрочного контракта, поскольку РФ завершит все работы по организации поставок газа в страны трубопроводами «Турецкого потока» и «Северного потока-2».
На его взгляд, действия НАК привели к тому, что РФ оказывается в выигрышной ситуации. Он предположил, что Украина просто теряет год-два времени, на который могут подписать контракт сейчас.
«Когда после 2020 года мы сядем за переговоры, наши аргументы уже будут неинтересны. Что мы скажем? Что можем поставлять газ в Венгрию? Так, венгры уж будут получать газ через Болгарию. Даже если нам предложат закрывать потребность на уровне 50 млрд кубометров, то ГТС будет работать на грани технических возможностей», — резюмировал Юрий Корольчук.
Напомним, Президент Украины Владимир Зеленский убежден, что контракт по транзиту газа через Украину будет продлен.
Добавим, за всю избирательную кампанию у Зеленского не было обещаний о снижении тарифов.
Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»