Мошенники на первичном рынке: три причины строительных афер

Читати українською
Олег Приходькоэксперт в сфере недвижимости

К сожалению, проблемы первичного рынка не новы для Украины. И хотя рынок вполне можно считать стабильным и надежным, время от времени вспыхивают громкие скандалы.

Такое мнение в комментарии «Слову и Делу» выразил эксперт в сфере недвижимости Олег Приходько.

Как правило, проблематика лежит в трех основных плоскостях. Первая – разрешительная документация до начала строительства.

«Но если изначально государственные органы по каким-то причинам допустили свое личное восприятие законов и норм застройки, ждите скандала вокруг строительного забора. Активисты, жители соседних домов и просто неравнодушные граждане будут блокировать такую стройплощадку. При этом застройщик будет демонстрировать пакет разрешительной документации, а другая сторона будет оперировать законом и СНиПами. Парадоксальная ситуация, при которой у обеих сторон своя правда», – отметил Приходько.

Он обратил внимание, что при таком стечении обстоятельств еще не было ни одного громкого прецедента по наказанию чиновников, которые стали причиной противостояния застройщика и граждан на почве неправомерного согласования проекта.

Вторая причина часто сводится к самовольной «модернизации» проекта в процессе строительства, направленной на увеличение продаваемых площадей, при этом технико-экономические показатели зашкаливают за пределы допустимых норм. Есть случаи, когда проект из уже немного построенного офисного здания к концу строительства превращался в жилой дом, в котором площади квартир были меньше, нежели минимально допустимые в соответствии с действующими нормами, добавил эксперт.

По его словам, при таких обстоятельствах застройщики четко осознают недееспособность государства в отношении физического приведения объектов к первоначальной согласованной концепции.

За всю историю рынка есть всего один случай сноса незаконного строительства. Львов стал пионером среди всех городов Украины по такому радикальному решению.

«Третья причина – перераспределение финансовых потоков от продажи жилья или коммерческих помещений. Здесь и минимизация налогообложения, и латание дыр в других проектах застройщика, и низкий уровень финансового моделирования проекта, и периодические злоупотребления в пользу своей личной выгоды», – уточнил он.

Данных проблем не было бы, если бы государственные контролирующие органы имели желание и юридические рычаги пресечения деятельности недобросовестных застройщиков, подчеркнул Приходько.

«Многие скажут, что инвестирование на начальных этапах строительства – это всегда риск, и будут правы. Однако не стоит забывать, что мы живем в правовом государстве, а значит, государство обязано заботиться о своих гражданах и своевременно и жестко реагировать на нарушителей и мошенников во всех сферах жизни, в том числе и в сфере недвижимости», – пояснил он.

Возвращаясь к ЖК «Шевченковский квартал», специалист напомнил, что о проблеме данного проекта было известно еще в 2015 году, а это более чем 3,5 года до сегодняшних судебных разбирательств. Уже тогда данный объект никак нельзя было назвать законным, но ни один государственный орган не заблокировал продажи в нем, тем самым подыграв застройщику, если, конечно, слово «застройщик» применимо в данном случае.

«Открытым остается вопрос, почему на сегодня существует список из более чем 40 так называемых незаконных объектов «Укогруп» и других, объединенных одним именем – Войцеховский, а продажи в них по-прежнему ведутся полным ходом», – акцентировал он.

По его словам, Digital marketing до сих пор красноречиво описывает все прелести будущего проживания в комфортных квартирах, которые доверчивый покупатель может приобрести по доступным ценам, ниже рыночных.

«И почему-то на незаконных стройках не опечатаны отделы продаж и на фасадах таких объектов не висят информационные баннеры с надписями «Объект арестован, ведется следствие». А если так и произойдёт, то, конечно же, новых покупателей уже не добавится, зато возникнет вопрос, кто и как будет решать проблемы нынешних инвесторов. Таким образом, проблема становится сиюминутной, а не отложенной во времени», – отметил эксперт.

По некоторым подсчетам, пострадавших от деятельности всего лишь одного застройщика «Укогруп» и совместных с ним – около 25 тысяч человек, добавил он.

«Вот и получается, что до того, как в стране заработают механизмы пресечения злоупотреблений недобросовестных застройщиков и не будет реальных наказаний виновных посредством решений судов, инвесторы-физические лица, верящие в то, что государство оберегает их от мошенников и проходимцев, будут попадать в такие инвестиционные ловушки», – резюмировал Олег Приходько.

В первой части расследования «Слово и Дело» писало о том, что застройщик ЖК «Шевченковский квартал» искусственно тормозит строительство, вкладывая деньги инвесторов в другие ЖК.

Кто стоит за махинациями в недостроенных столичных ЖК, можно узнать здесь.

О том, как фигуранты скандала с ЖК «Шевченковский квартал» договариваются со следствием и просят их не сажать, читайте в третьей части нашего расследования.

Напомним, «Слово и Дело» будет посещать все судебные заседания по уголовным делам ЖК «Шевченковский квартал», фиксировать эти заседания на видео и с помощью экспертов и правоведов анализировать ход рассмотрения этих дел.

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: