Помогут ли «теплые кредиты» экономить на коммуналке?

Читати українською
Святослав Павлюкспециалист по энергосбережению "РПР"

С одной стороны, программа проста, не требует никакой проектной документации. С другой – экономия не отслеживается никак.

Такое мнение в комментарии «Слову и Делу» высказал эксперт «Реанимационного пакета реформ» Святослав Павлюк, оценивая заявление руководителя Госэнергоэффективности о том, что участники правительственной программы «Теплые кредиты» экономят на коммунальных счетах от 20% до 50%.

«Дело в том, что экономия никак не отслеживается в рамках самих проектов. Поэтому говорить об экономии в 50% сложно. Возможно, отдельные ОСМД, которые брали кредиты на комплексную модернизацию, а таких было не так уж много, такую ​​экономию получали», – отметил Павлюк.

Однако главная проблема этой программы в том, что она дает не очень глубокую модернизацию в принципе. То есть на старте она не требует особой проектной документации, а в итоге уровень модернизации низкий, добавил он.

Эксперт уточнил, что преимущественно уровень тех кредитов, которые берут ОСМД, достигает 200-300 тысяч гривен, соответственно, компенсация невелика.

«Проекты, которые финансируются из программы «теплых кредитов» не дают глубокой модернизации. Никто не дает документации, в итоге как таковой экономии в принципе нет», – пояснил он.

Павлюк обратил внимание, что когда чиновники говорят, что несколько сотен тысяч воспользовались этой программой, это в действительности означает, что кредиты, которые они получили, были невелики.

«Заявлено 500 тысяч семей-участников программы, но принять участие и сделать глубокую модернизацию – две разные вещи. Если 500 тысяч семей взяли кредит на 10 тысяч гривен, чтобы поменять одно-два окна, то это не значит, что у них радикально изменилось потребление. Заменили окна – стало меньше сквозняка. Все. Теоретически это дало какую-то экономию, но практически – улучшило комфорт, но экономии не дало», – подчеркнул он.

По его словам, эта программа хороша тем, что она является просто единственным существующим инструментом поддержки хоть какой-нибудь деятельности в сфере энергоэффективности. Минус – программа не отслеживает результата.

То, что сокращено потребление газа на 6 миллиардов кубометров, никак не говорит о том, что это произошло за счет программы «теплых кредитов», отметил специалист.

Сократилось потребление, потому что выросли цены – население начало экономить. Если взять 500 тысяч семей и разделить на сумму, которая выделена, то в итоге на одну семью это мизерные средства, добавил он.

Еще один минус программы в том, что она финансируется нерегулярно. Запуск – в апреле, а к июлю средства заканчиваются, уточнил эксперт.

«Последнее время начали финансировать ОСМД, которые начали брать большие кредиты. Дополнительно выделено 100 миллионов в ноябре, после требования активистов увеличить финансирование, учитывая, что Фонд энергоэффективности парализован и не заработает до осени 2019 года. Поэтому нужно иметь хоть какой-то механизм, который позволит хоть немного модернизировать дом и экономить на отоплении. Однако эти деньги давно закончились», – пояснил он.

По его словам, экономия в 50% – преувеличение, но нужно принимать во внимание то, что на сегодня это единственный существующий механизм энергоподдержки в жилом секторе.

«Ничего лучше мы не придумали. Хотя к этой программе есть миллион замечаний», – резюмировал Святослав Павлюк.

Напомним, премьер-министр Владимир Гройсман заявил, что в 2019 году государство планирует выделить на «теплые кредиты» 400 миллионов гривен.

Добавим, 11 сентября 2018 года Гройсман пообещал увеличить финансирование программы «теплых кредитов» на 100 миллионов гривен.

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: