Несколько сотен украинских туристов до сих пор не могут вовремя вернуться в Украину из Туниса, Албании, Египта, Турции и других стран либо же отправиться в такой долгожданный отпуск. 3 июля министр инфраструктуры Владимир Омелян сообщил о преодолении кризиса с авиаперевозками и сказал, что Украина обеспечила возвращение всех граждан. Однако уже 4 июля туроператор Oasis Travel сообщил, что украинцам, которые не могут вылететь из Туниса, придется ждать своего рейса еще как минимум три дня. Тем временем Омелян пообещал обратиться в Генеральную прокуратуру в связи с возможным мошенничеством украинского туроператора Oasis Travel. «Это возмутительный случай. Я буду рекомендовать Министерству экономического развития и торговли лишить туроператора (Oasis Travel – ред.) лицензии. Безусловно, у нас будет обращение в Генпрокуратуру, чтобы открыли уголовное дело, потому что мы имеем дело с банальным мошенничеством», – заявил Омелян.
«Слово и Дело» решило разобраться, кто виноват в испорченном отпуске, почему на рынке авиаперевозок возник коллапс и что делать туристам в такой ситуации.
Независимый эксперт в сфере транспорта и инфраструктуры Александр Кава отметил, что винить кого-либо пока что некорректно.
Он уточнил, что, к примеру, когда апеллируют к возрасту самолета, то в США у регулярных авиакомпаний есть самолеты, которым аналогично более 20 лет, они аналогичных моделей, потому претензии к парку самолета пока не совсем понятны. Кроме того, туроператоров никто не заставляет подписывать договора с авиакомпаниями, у которых такой парк самолетов.
Эксперт добавил, что если бы требования были другие, был бы и другой парк самолетов. Это уже зависит от туроператора.
«Ситуация возникла из-за того, что туристические операторы и авиакомпания не смогли правильно спланировать свою работу. А наши граждане, полагаясь на то, что все будет хорошо, просто не проверяли информацию, которую обязаны проверять. К примеру, то, что касается оплаты оператором перелета. Авиакомпания – не благотворительная организация, это тоже бизнес, соответственно, перевозки будут осуществлены, если это оплачено туроператором», – подчеркнул Кава.
Нужно читать договор перед подписанием, а после подписания – перезванивать в авиакомпанию и уточнять, оплачен ли перелет на определенный рейс, пояснил специалист.
«Если туроператор рейс не оплатил, требовать от авиакомпании что-либо бессмысленно. Если рейс отменили или перенесли, то при требовании компенсации важно учитывать причины задержки рейса. Нужно понимать, что чартерные рейсы отличаются от регулярных и в рамках ответственности перед пассажирами», – акцентировал он.
Если не предоставляют отель, отказываются от компенсации, то нужно обращаться в суд, отметил эксперт.
«В списке документов – билеты, информация о том, что рейс задерживали, отменяли, по какой причине. Конечно, можно оплатить отель и питание самостоятельно, прикрепив чеки к остальным документам. Но нужно понимать, что судебный процесс может затянуться более чем на год. Услуги адвоката тоже ведь нужно оплачивать. Часто оплата адвокатов является почасовой, заседания могут переносить», – констатировал он.
По его словам, проще судиться коллективно, поскольку тогда адвокатские услуги будут поровну распространяться на всех истцов.
Туристический коллапс может продлиться долго, учитывая, что сейчас сезон пиковых перевозок, то есть все бизнес-структуры, которые имеют отношение к туризму, хотят заработать по максимуму, уточнил специалист.
«Все работают на пределе своих возможностей. Пиковые нагрузки, расписание плотное. Самолет за сутки выполняет три-четыре оборотных рейса в зависимости от расстояния», – пояснил он.
Соответственно, если где-то задержка, то сразу же эффект домино для всех рейсов самолета, добавил эксперт.
«А украинское законодательство не требует резервирования самолетов от авиакомпаний. Учитывая, что у нас нет ограничений по минимальному количеству самолетов, авиакомпания может иметь два самолета. Тогда очевидно, что расписание составлено сразу на два самолета. Если один поломался или задержался, будут последствия. Для больших авиакомпаний все проще, у них есть резервные самолеты, а в данном случае – нет», – резюмировал Александр Кава.
«Слово и Дело» разбиралось, как на «туристический коллапс» отреагировали в социальных сетях.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»