Украина без контрабанды. Топ-6 шагов, чтобы заставить таможню работать

Читати українською
Борис Кушнирукэкономический эксперт

«Мы сформировали план действий по борьбе с контрабандой. Есть десятки миллиардов гривен, которые схемщики выводят за пределы украинского бюджета. Я этого терпеть не буду», – заявил премьер-министр Владимир Гройсман и представил программу «Украина без контрабанды». При этом премьер пообещал ликвидировать схемы контрабанды на таможне и инициировал уголовную ответственность за контрабанду.

Экономист Борис Кушнирук положительно оценил тот факт, что правительство публично признало наличие хронической болезни функционирования национальной экономики – чрезвычайных масштабов контрабанды.

Очевидно, что это невозможно без участия самих таможенников и схемы прикрывают с участием правоохранителей и судей, отметил он.

По его мнению, меры, предложенные правительством, правильны, но нужны определенные шаги.

«Во-первых, непонятно, почему срок программы борьбы с контрабандой ограничивается только первым января 2019 года. Очевидно, что контрабанда – это системная проблема, которая требует не «компанейщины», а внедрения шагов, которые бы могли обеспечить на постоянной основе уменьшение их объемов в разы», – констатировал эксперт в Facebook.

Во-вторых, необходимо разделять меры, касающиеся контрабанды и «серого» импорта сырья, полуфабрикатов и комплектующих и товаров конечного потребления, добавил Кушнирук.

По его словам, для первой группы наиболее эффективным методом борьбы с контрабандой и «серым импортом» является отсрочка по уплате ввозного НДС для предприятий-прямых получателей сырья, полуфабрикатов, комплектующих для дальнейшей переработки или использования в изготовлении конечной продукции.

Срок отсрочки в зависимости от вида деятельности должен быть от 90 дней до двух лет, уточнил аналитик.

«Кстати, такой порядок отсрочки уплаты НДС должен быть и при реализации внутренними производителями сырья, полуфабрикатов, комплектующих», – подчеркнул специалист.

По его убеждению, необходимо минимизировать или полностью отменить таможенные платежи для этой категории.

Это нарушение экономической логики и просто абсурд, что существуют пошлины на виды продукции, которые вообще не производятся в стране.

«Если существует монополист, контролирующий более 25% внутреннего рынка той или иной продукции, таможенные ставки нужно снижать или вообще отменять», – отметил он.

Главная цель – удешевление изготовления конечной продукции с большей степенью добавленной стоимости, пояснил Кушнирук.

В-третьих, если речь идет о конечной продукции потребления, то ее также необходимо делить на несколько групп, акцентировал экономист.

«Для мобильных гаджетов, бытовой и оргтехники нужны специализированные таможни и там должен вестись электронный реестр всей ввозимой продукции. Каждая единица товара должна учитываться и иметь соответствующую электронную таможенную марку. Все действия, связанные с ввозом, растаможкой, транспортировкой до оптовых складов, точек реализации и продажи конечному потребителю, должны отражаться в реестре. Обнаруженная продукция, подлежащая растаможке на спецтаможне, отсутствующая в реестре, должна автоматически конфисковаться и реализовываться на открытых аукционах с обязательной уплатой всех таможенных платежей и налогов», – уточнил он.

Наличие таких специализированных таможен, если их будет не более трех-четырех по всей стране, может позволить перекрыть схемы по контрабанде или «серому» импорту этих видов продукции, подчеркнул эксперт.

«В-четвертых, все другие виды потребительских промышленных товаров выше определенной стоимости также нужно учитывать в едином реестре. Реестры должны быть объединены с системой налогового учета субъектов хозяйствования ГФС», – добавил экономист.

«В-пятых, нужно считать нормой, что перевозка контрафактной продукции будет предусматривать не только ее конфискацию, но и транспортного средства, в котором такой контрафакт обнаружен», – отметил он.

Эксперт предположил, что для многих это станет очень серьезным предостережением для участия в подобных сделках.

«В-шестых, очевидно, что масштабная контрабанда без коррупционного участия таможенников невозможна. Поэтому привлекать к уголовной ответственности нужно именно их. Следует, возможно, ввести специальную систему значительного премирования правоохранителей за каждого пойманного на коррупции таможенника. Чем выше ранг такого задержанного на взятке таможенника, тем выше должно быть премирование», – констатировал специалист.

По его словам, перекрытие схем контрабанды и «серого» импорта может не только помочь отечественным производителям, но и обеспечить существенные поступления в госбюджет.

«Поэтому снижение фискального давления для отечественного бизнеса, в первую очередь в части внедрения налога на выведенный капитал, может быть хорошим стимулом принуждения правительства к борьбе с контрабандой и «серым» импортом», – резюмировал Борис Кушнирук.

Добавим, 21 июня 2018 года премьер-министр Украины Владимир Гройсман пообещал, что в ближайшее время подаст в Раду законопроект об усилении ответственности за незаконный ввоз товаров.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: