Верховная Рада в очередной раз пытается урегулировать вопрос регистрации авто на еврономерах. На этой неделе парламент должен рассмотреть два законопроекта – №8487 и №8488, благодаря которым должны измениться правила растаможки авто и одновременно будет усилена ответственность для водителей, которые без надлежащих документов передвигаются по Украине на авто с иностранной регистрацией. Инициатором проектов законов выступил комитет по вопросам налоговой и таможенной политики во главе с депутатом от БПП Ниной Южаниной. Но удовлетворит ли новое законодательство и владельцев уже завезенных в страну бывших в употреблении иномарок, и тех, кто оплатил пошлину в полном объеме, в эфире UMN разбирались ведущий Роман Скрыпин, Михаил Катрук из Общественного союза «Доступное авто» и Петр Козак из Союза автомобилистов Украины.
Из-за дыр в законодательстве сейчас никто точно не знает, сколько иномарок на «евробляхах» въехало в Украину. Цифры колеблются от 200 тысяч до 2 миллионов машин. Так что эта проблема беспокоит не только владельцев «евроблях», но и тех, кто хотел бы приобрести иномарку по доступной цене. Несмотря на фактическое отсутствие автопрома в Украине (по крайней мере производство «Ланосов» приостановлено) и приближение выборов, власть оживилась и предложила хоть какой-то компромисс. Хотя есть мнение, что инициативы Южаниной могут лишь взбудоражить общество.
По словам Катрука, непонятно, почему украинцы должны платить за растаможку подержанных иномарок порой больше, чем стоит само авто. «Мы провели интересный эксперимент, чтобы доказать властям, что их аргументы относительно того, что в Европе также много платят за растаможку машин, ошибочны. Для этого мы приобрели в Украине «Запорожец» 1991 года выпуска и решили растаможить его в Польше – стране ЕС. Единственное, за что переживали польские таможенники, так это за техническое состояние автомобиля – проверили исправность тормозов и ходовую. Процедура регистрации была очень быстрой. Буквально на второй день мы растаможили свой «Запорожец» и получили польские номера. Все это нам обошлось в 40% от оценочной стоимости машины – в 300 долларов», – рассказал Катрук.
Согласно предложенному законопроекту, украинцы должны были бы платить около 60%, тогда как сейчас вынуждены выкладывать до 200% за регистрацию иномарки. «В октябре состоялись встречи активистов группы «АвтоЕвроСила» с представителями автобизнеса – импортерами, производителями – и правительства. Дважды пытались найти какой-то компромисс. Я предлагал снизить акциз, отменить евротребования к подержанным авто. В Европе такого нет. Непонятно, почему тогда они есть у нас», – рассказал Козак.
По его словам, государству выгоднее растаможивать «евробляхи». «Сейчас максимальная ставка составляет примерно 3 тысячи евро при том, что само авто стоит 2 тысячи евро. Я предлагаю оставить акциз для такого авто максимум 1 тысячу евро. К этим расходам еще следует прибавить НДС и пошлину», – отметил он.
Речь идет об очень старых авто. Но все равно по сравнению с «Запорожцем» за 300 евро это дорого. Козак отметил, что законопроект, который предложила Южанина, является результатом взаимодействия многих автотрейдеров, Минфина и таможни. «Это все просчитывалось в краткосрочной перспективе на ближайший год. Я слышал, что этот закон даст в бюджет минус 2 миллиарда гривен при том, что суммарно автобизнес принес в бюджет 20 миллиардов гривен. Такое замечание было со стороны Минфина. Но они не учитывают, что в случае принятия закона в Украину будет завезено гораздо больше машин. Я думаю, что даже с таким бестолковым законом завезут уже не 80 тысяч подержанных иномарок, как в 2017 году, а тысяч 150-200. Тогда бюджет получит где-то 5 миллиардов гривен», – сказал Козак.
При этом Катрук уточнил, что новый закон выгоден для новых высококубовых авто. В любом случае, недовольных предложенным законодательством может оказаться больше, чем тех, кто согласится на этот компромисс. Но, похоже, власть не очень считается с этим. К теме «евроблях» уже подключились премьер-министр и генпрокурор.
Во время скайп-совещания Гройсмана со львовскими таможенниками Луценко заявил, что в Украину заехали по меньшей мере 300 тысяч старых авто, которые сейчас, не заплатив никаких таможенных платежей, усложнили ситуацию на дорогах. При этом сами таможенники почему-то не смогли предоставить цифры, сколько они пропустили подержанных иномарок на «евробляхах» в страну, хотя эти данные фиксируются.
Чтобы помочь таможенникам, UMN показал инфографику «Слова и Дела», где указано, сколько автомобилей незаконно находилось на территории Украины в 2017-2018 годах. По данным ГФС, в 2017 году в Украине были завезены более 958 тысяч так называемых «евроблях»: 748,9 тысячи опали в страну в режиме «временного ввоза» и почти 210 тысяч были ввезены в режиме «транзита». По состоянию на 31 января 2018 года на территории Украины находятся более 425 тысяч авто с иностранной регистрацией, из них 246 тысяч – незаконно.
То есть по меньшей мере 660 тысяч «евроблях» ездят по Украине, из них более 100 тысяч автомобилей – с нарушением правил транзита или временного ввоза. Топ-5 стран, из которых бывшие в употреблении иномарки попадают в Украину, – Польша, Литва, Германия, Болгария, Чехия. В Киеве «евробляхи» преимущественно на литовских номерах.
Сейчас, по существующему законодательству, можно один раз заплатить административный штраф 8500 гривен и в дальнейшем машина без проблем ездит по территории Украины. Главное – не пересекать границу. Эту дыру в законе собираются «залатать» новым законодательством, если его примет парламент.
Но часть владельцев подержанных иномарок таки останутся недовольными новыми условиями растаможки. Их будут всячески подстрекать те, кто делает на этом бизнес, который измеряется миллиардами долларов. Поэтому чем ближе к выборам, тем больше может радикализоваться движение «евробляхеров». Некоторые политики этим воспользуются вместо того, чтобы решить проблему.
Ранее мы писали, сколько денег потерял бюджет от нерастаможенных иномарок в 2017 году.
Поддержат ли нардепы накануне избирательного сезона инициативы Южаниной по «евробляхам», читайте в нашей колонке.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»