Бюро финбезопасности: есть ли риск ручного управления?

Читати українською
Евгений Крапивинэксперт ЦППР

Планируется, что НБФБ должен быть независимым органом. Есть разные концепции и три варианта – законопроект №8157 Нины Южаниной и альтернативные №8157-1, 8157-2 Журжия и Остриковой соответственно. В законопроекте Нины Южаниной это правоохранительный орган, который входит в систему органов власти. НАБУ и СБУ работают в таком статусе.

Об этом в комментарии «Слову и Делу» рассказал специалист Ассоциации УМДПЛ Евгений Крапивин, оценивая создание в Украине Бюро финансовой безопасности.

«НБФБ в законопроекте Журжия координируется Кабмином, у Остриковой – через Минфин. Другой вопрос, кому подотчетен орган. У Южаниной это классическая президентская модель. У президента есть полномочия назначать главу, увольнять по согласованию с парламентом. У Журжия и Остриковой, поскольку это орган исполнительной власти, эта инициатива должна исходить от Кабмина», – отметил Крапивин.

Согласительный совет: за что фракции готовы голосовать 19-22 июняГлавная цель этой пленарной недели Рады – принять во втором чтении законопроект о национальной безопасности.

Однако если принимать во внимание документ Южаниной и то, что у президента на самом деле нет полномочий назначать или увольнять руководителей правоохранительных органов по Конституции, то возникает проблема, уточнил специалист.

«Есть решение Конституционного суда, где четко говорится, что полномочия не могут быть расширены. Сейчас мы столкнулись с неконституционной практикой, когда президент назначает глав НАБУ и ГБР. Просто Южанина шла в тандеме с президентом, поэтому понятно, какая у нее мотивация», – пояснил он.

По его словам, у Южаниной, если смотреть по истории законопроекта, изначально был Данилюк, который разрабатывал концепцию, под конец сентября 2017 года его документ должны были зарегистрировать, но возникла ссора с АП по вопросам налогообложения.

Уже в декабре президент заявил, что Южанина будет готовить новый вариант бюро, добавил эксперт.

При этом, отметил специалист, есть требования МВФ, G7, которые указали, каким должен быть орган. В частности, это должен быть гражданский орган, без спецназа, должен координироваться через Минфин.

В итоге ни один законопроект не соответствует этим требованиям, подчеркнул он.

«В случае с законопроектом Южаниной документ писался под президента, с президентом, а президент затем определил его как неотложный. Хотя юридически, согласно Конституции, регламенту, он такого права не имеет. В АП форсируют этот процесс. Только слепой не видит, что у них есть сотрудничество. Понятно, что президент должен получить от этого бонусы в виде ручного управления», – резюмировал Евгений Крапивин.

За что фракции готовы голосовать 19-22 июня – в нашем материале по ссылке.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: