Имеют место преобразования в системе образования, но, чтобы узнать результаты этих преобразований нужно быть пережить еще не одно правительство, если конечно новое правительство будет придерживаться этой же линии. Поэтому, говорить о достижениях на практике, пока рано.
Такое мнение в комментарии «Слову и Делу» высказал исполнительный директор аналитического центра CEDOS Егор Стадный, подводя итоги двух лет работы Лилии Гриневич в должности министра образования.
«Начался «пилот» новой программы начальной школы. Это действительно важное достижение. Начался мониторинг, сначала делали замер перед программой, затем после «пилота». Так мы узнаем, насколько новая программа эффективна, но это опять же – это станет ясно в будущем. Кроме того, прошла децентрализация, повышены зарплаты учителям, что безусловно ощутимое достижение», - говорит Стадный.
С одной стороны, прекрасно, что произошло повышение зарплат учителям, и при этом не на 10%, а с другой, о преподавателях университетов забыли.
«С приходом Гриневич на должность, высшее образование отошло на второй план. То есть, основные точки роста замерли. Проблема еще и в том, что остановилась реформа финансирования высшего образования. Но без нового механизма распределения денег в высшем образовании не будет никаких качественных преобразований. Деньги, как бы ни говорили – самый большой стимул, инструмент в государственной политике. Как ты инвестируешь – так и получаешь», - объясняет эксперт.
По его словам, два года этот вопрос стоит на месте, хотя была создана рабочая группа по реформированию финансирования.
Однако, результаты получены такие, которые можно получить за месяцы, а не за два года, уточнил он.
«Система такова, что университету нужно удержать студентов. Следовательно, не стоит никого исключать, все сдают сессию, не надо ничего менять, просто держать побольше студентов и за это получать деньги. Это все разрушает. Даже хорошие начинания. Можно даже быть реформатором в университете, вводить новые программы, но деньги платят не за качество, а за количество», - рассуждает Стадный.
Получается, нет разницы, что выпускаем студентов без знаний, главное, что план государственного заказа выполнен, акцентировал он.
При том, что в министерстве есть прогрессивное среднее звено по высшему образованию, директорат, но они не чувствуют поддержки высшего руководства, заметил специалист.
«Причина в том, что основным приоритетом высшего руководства – является школа. В этом нет ничего плохого, там есть сдвиги, это рационализация ресурсов. Это нормальное явление, однако надо быть готовым тогда к тому, что будут появляться пробелы по другим направлениям, которым не уделяется внимание», - объясняет Егор Стадный.
Да, есть среднее звено в министерстве, но им нужна поддержка на высшем уровне, потому что есть вещи, которые можно изменить только при поддержке Кабмина, министра.
«Реформа финансирования никому не понравится. Кто же захочет таких радикальных изменений. Уже привыкли к тому, что есть, а здесь начнут требовать качество. Для этого требуется более высокая поддержка», - отметил Стадный.
По крайней мере следует проводить мониторинг, иметь какие-то показатели на предмет того, сколько студентов находят работу после университета и какую, добавил он.
Может быть простой показатель – трудоустройство после университета, и все станет понятно сразу, аргументировал эксперт.
Кроме того, по его мнению, это поможет и абитуриентам.
«Например, в Харькове 4 аграрных вуза. Знали бы люди, через сколько времени после выпуска, студенты находят работу - бело бы четче. Так действуют в странах ЕС, постепенно и нам стоит этому следовать. Однако почему-то в МОН, некоторые считают, что это не актуально. Поляки используют это пятый год, а у нас не своевременно», - резюмировал Егор Стадный.
Топ-10 обещаний Лилии Гриневич – в нашем материале по ссылке.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ В GOOGLE NEWS
и следите за последними новостями и аналитикой от «Слово и дело»