Судя по зарплатам украинских чиновников, рядовым гражданам довольно трудно сказать, что Украина переживает непростые времена. Более того, бывает сами министры считают, что их недооценивают. К примеру, В 2016 году недовольство низким окладом на госслужбе было вынесено в публичную плоскость. Так, экс-министр инфраструктуры Андрей Пивоварский заявил о готовности отозвать свое заявление об отставке, но при условии справедливых зарплат для госслужащих. Следует заметить, что нынешний министр инфраструктуры вышел в лидеры по сумме полученной зарплаты за февраль и заработал 83 тысячи 881 гривну. Вдобавок по итогам 2017 года Владимир Омелян также занял первое место по зарплате в Кабмине. Однако то, что зарплатного равенства нет и среди членов Кабинета министров, – факт. К примеру, февральский доход премьер-министра оказался в разы меньше – 36 тысяч 585 гривен.
«Слово и Дело» решило разобраться, почему доходы членов правительства так отличаются и какова структура начисления заработных плат у министров.
Политолог Валерий Дымов пояснил, что обоснование было следующее – министры должны получать заработную плату, которая конкурирует с топ-менеджментом в крупных предприятиях, иначе это стимул коррупции.
«Другой вопрос, что сколько нашим чиновникам ни плати, коррупция не уменьшается. Но по крайней мере для того, чтобы это было невозможно, мы должны конкурировать с частным сектором. Очень странно, когда человек получал в топ-менеджменте условно 5 тысяч долларов, а потом перешел работать в правительство, например, госсекретарем, прошел конкурс и получает условно 10 тысяч гривен», – отметил эксперт.
Специалист уточнил, что есть определенная сетка и градация в соответствии с категориями А и Б.
«Министр получает ставку меньше, чем вице-премьер-министр, который в свою очередь получает меньше, чем премьер-министр. Это исключительно ставки. Но дальше включаются надбавки», – констатировал он.
Правительство еще в 2005 году, а потом во времена Яценюка пыталось сделать независимыми госслужащих от этого, напомнил Дымов.
«Логично, что когда есть серьезная возможность влиять на зарплату премиями или надбавками, потенциально это могут использовать. Грубо говоря, традиционно ставка всегда была небольшой, а надбавки – огромными. К примеру, их могут начислить за ненормированный рабочий день, интенсивность работы, за что угодно. Так, в результате кому-то могут дать 5% за пререкания с руководством, а кто-то получит 200% надбавки», – добавил он.
Яркий пример с надбавками – НАПК и действия его руководства, обратил внимание эксперт.
По его словам, сейчас есть попытки сделать в структуре заработных плат изменения, чтобы как можно больше зависело от ставки, которая напрямую зависит от должности.
«А уже надбавки будут составлять меньшую долю в зарплате», – подчеркнул он.
Кроме того, при начислении зарплат тому же Омеляну нам неизвестны многие факторы, продолжил эксперт.
«Мы не знаем, как начисляли Омеляну долю надбавок за стаж, за интенсивность и тому подобное. Так же и по другим членам Кабмина», – добавил политолог.
«Понятно, что Минюст, например, влияет на легализацию документов, Мининфраструктуры традиционно является серьезным холдингом, который руководит «Укравтодором», железной дорогой и другими структурами. Традиционно там серьезные деньги, еще со времен Кирпы», – пояснил Дымов.
В свою очередь политтехнолог Екатерина Одарченко подчеркнула, что формирование зарплаты лежит в плоскости бюджетного процесса.
«Каждый субъект, претендующий на бюджет, представляет свои хотелки. Если говорить о политическом аспекте, то публично министр хочет показать, что он такой мегатехнологический технократ, поэтому у него такая высокая зарплата и он не берет взятки. Однако об этом стоит судить не исходя из объема зарплаты, а по эффективности реформ. Такой корреляции у нас нет. Для Омеляна это вполне логичный месседж: я эффективный менеджер», – отметила она.
Однако, по ее словам, основные потери не от того, что у чиновников высокие зарплаты.
«Зарплаты чиновников действительно должны быть достойными. Просто никто не обращает внимания на более серьезные вещи. Миллиарды утраченные в коррупционных схемах, таких как «Роттердам плюс», например. Просто в это мало кто углубляется, высокие зарплаты министров более понятные для предмета недовольства», – обратила внимание эксперт.
«Хотя, по сути, с учетом всех требований и обязанностей зарплата министра должна быть высокой. В ЕС, например, чиновники освобождены от налогов. В любом государстве госслужащий имеет свои бонусы», – резюмировала Екатерина Одарченко.
Подробнее о том, сколько министры Гройсмана заработали в феврале, – в нашем материале.
Ранее мы выяснили, сколько министры заработали в прошлом году.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»