Ульяна Супрун – не первый «легионер» во главе Министерства охраны здоровья Украины. До нее эту должность занимал грузин с украинским паспортом Александр Квиташвили, однако ему воплотить в жизнь столь необходимые нашей стране реформы оказалось не под силу: не выполнив и трети обязательств, Квиташвили сдался. А ведь какие надежды на него возлагали украинцы! Поэтому, когда кресло министра (а точнее и. о. министра) после длительного выбора кандидатов заняла новоиспеченная украинка Ульяна Супрун, известная как волонтер, но не как политический деятель, слишком многого от нее никто не ожидал. Стоит только вспомнить, сколько разговоров ходило вокруг назначения министра и как кандидаты один за другим отказывались от предлагаемой должности, становится понятным, что брать в руки руководство МОЗ означало бы для кого-либо из известных политиков огромные рейтинговые риски. Хотя доброе имя американской волонтерши, которая в непростое время сменила гражданство и переехала в Украину, вселяло оптимизм.
Можно долго спорить о целесообразности предлагаемых ведомством под руководством Супрун изменений (тем более, что большую часть из них мы так и не увидели в действии, поскольку их «зарубили» в профильном комитете Рады под руководством Богомолец), разбираться в том, кто же все-таки прав в конфликте МОЗ-Тодуров и как так получилось, что киевская больница купила швабры по 2,5 тыс. грн... Но пока предлагаем поговорить о том, что мы имеем в сухом остатке: о выполненныех и проваленных инициативах и. о. министра. В конце концов, украинцы не должны страдать от того, что глава министерства не способен найти общий язык с парламентом – так что это тоже, хоть и частично, но ответственность Супрун.
Итак. Из того перечня заявлений и. о. министра, которые «Слово и Дело» квалифицировало как обещания, пока выполнены 4. Прежде всего речь идет о срочном обеспечении Украины в 2016 году вакцинами против полиомиелита. Через пень колоду, но подчиненным Супрун удалось тогда организовать поставки в Украину (во многом благодаря Детскому фонду ООН – ЮНИСЕФ) бивалентных вакцин против этого опасного заболевания.
Второе – это утверждение новых унифицированных клинических протоколов лечения. На это МОЗ понадобилось 5 месяцев: пообещали в декабре 2016-го, реализовали в апреле 2017 года. Речь шла о протоколах (простыми словами, пошаговых инструкциях для врачей) международного образца. Они нужны для того, чтобы врач назначал лекарства из перечня, определенного для каждого конкретного заболевания Министерством. По идее, немотивированное назначения врачом препарата не из списка МОЗ должно наказываться дисциплинарно. Таким образом в ведомстве пытаются бороться с назначением, как говорит доктор Комаровский, «фуфломицинов». Насколько эффективно – судить не нам, но можем констатировать, что обещание выполнено.
Еще два выполненных обещания, на наш взгляд, менее важны. Это отчеты в 2016 году о наличии вакцин и закупке лекарств через международные организации.
Теперь к главным провалам и. о. министра здравоохранения. Как и многие из предшественников, Супрун не избежала невыполненного обещания об открытии многострадального нового корпуса больницы «Охматдет» в Киеве. А между тем шансов на реализацию этого обещания у нее было на порядок больше, чем у Квиташвили или Мусия, возглавлявших ведомство ранее. Пообещав в прошлом году открыть корпус главной детской больницы страны до июля 2017 года, Супрун, очевидно, недостаточно хорошо оценила масштаб стихийного бедствия под названием «строительство нового корпуса «Охматдета». А это и «мутки» с подрядчиком, и банальная кража закупленного для медучреждения оборудования, и еще множество всяких темных делишек, разобраться с которыми правительству оказалось явно не под силу. По крайней мере пока. «Лучше на два месяца позже, но честно, эффективно и максимально качественно, чем гнать до 1 июля и затем получить брак», – сказал в свое (и Супрун) оправдание премьер-министр Владимир Гройсман. Ну что ж, если «на два месяца позже» все и будет сделано, то это уже будет выполненное обещание не Супрун, а Гройсмана...
Еще один вопиющий факт – отсутствие в январе 2017 года спланированного государственного заказа лекарств на текущий год. О его разработке Супрун заявляла в ноябре 2016-го. Когда «Слово и Дело» в январе следующего года (30 числа) поинтересовалось, как идут дела, выяснилось, что Министерство только начало подготовку документов, необходимых для закупки лекарств за средства государственного бюджета на 2017 год. В принципе, этого уже было достаточно для того, чтобы перевести обещание в раздел невыполненных, но мы решили проследить за развитием ситуации. 10 февраля порталу в ведомстве сообщили, что уже отобрали экспертов для формирования номенклатуры лекарственных средств для закупки. О самом списке лекарств речь пока не шла. Более того, в соответствии с процедурой, после того, как специалисты определятся с номенклатурой, ее еще предстоит утвердить в Минфине... Выходит, госпожа Супрун не знала о том, что этот процесс настолько длительный?.. По состоянию на 16 марта, когда «Слово и Дело» в последний раз интересовалось судьбой списка лекарств под госзакупку, он еще не был утвержден.
Чего еще ждать от Супрун? Эксперты «Слова и Дела» выделили два наиболее важных обещания и. о. министра, которые еще могут быть реализованы. Это начало с 2019 года закупок лекарств на мировом рынке через ProZorro и открытие в том же 2019-м в Национальном институте рака центра пересадки костного мозга.
Полагаем, что выполнение последних двух обещаний станет большим достижением в биографии Супрун. И искренне этого желаем. А пока напоминаем, что чиновнице еще есть над чем работать: всего со статусом «в процессе» на данный момент 18 ее обязательств.
Алина Костюченко, по материалам «Слова и Дела»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»