Общественный транспорт Киева: как менялась цена проезда

Читати українською

С 15 июля в Киеве снова поднимутся цены на проезд в метро и наземном транспорте. «Слово и Дело» решило напомнить, как менялась стоимость проезда в столице с начала независимости.

На момент распада СССР и короткое время после обретения независимости все расчеты в Украине по инерции велись в советских рублях и копейках, а проезд в метрополитене стоил 15 копеек. Однако уже к середине 1992 года цены на проезд в метро и наземном транспорте поднялись до 50 копеек в условиях галопирующей инфляции.

В 1992 году в Украине ввели временную валюту, получившую название «купоно-карбованца», и дальнейшие расчеты за проезд велись уже ей.

Стоит отметить, что ежегодная инфляция с 1991 по 1996 год, до введения гривны, ежегодно увеличивала стоимость проезда в метро и наземном общественном транспорте в разы.

Так, только с конца 1992 года по конец 1993-го проезд подорожал в 20 раз – с 5 карбованцев до 100, после чего темпы слегка замедлились. В 93-94 году цена проезда выросла «всего лишь» в десять раз, а в период между началом 95-го и 96-го годов проезд подорожал «только» в четыре раза и составил сумму в 20 тысяч карбованцев за одну поездку в метро или наземном транспорте.

К этому моменту зарплата исчислялась уже миллионами: средняя составляла около 3,2 миллиона в месяц. Таким образом, только дорога на работу и обратно на метро забирала около трети зарплаты – почти миллион в месяц.

После введения гривны ситуация с ценами на проезд несколько успокоилась, и в период с сентября 1996 по март 2000 года проезд подорожал менее чем в два раза – с 20 копеек до 50. При этом средняя зарплата за это время выросла примерно в такой же пропорции – со 132 гривен до 210.

Следующее значительное повышение произошло в ноябре 2008 года – тогда впервые за годы независимости страны цена проезда в столичном метро обогнала стоимость проезда в наземном транспорте и составила 2 гривны, в то время как одна поездка на автобусе, троллейбусе или трамвае стала обходиться в 1,5 гривны.

Правда в начале 2009 года цену жетона немного понизили – до 1,7 гривны, но к сентябрю 2010 года она снова установилась на том же уровне. В это время билеты на наземный транспорт держались на том же ценовом уровне до февраля 2015 года, когда проезд вновь подорожал в два раза.

В том же 2015 году мэр столицы Виталий Кличко заверил киевлян, что в ближайшее время цена на проезд подниматься не будет, и придерживался своего обещания целых полтора года – планы повысить стоимость проезда были озвучены КГГА только к концу мая 2017 года.

Таким образом, при нынешней средней зарплате около 6,7 тысяч гривен, дорога на работу у жителя столицы будет отнимать порядка 7% зарплаты ежемесячно, при условии поездки туда и обратно по формуле «метро плюс общественный транспорт».

Правда, в горадминистрации убеждают, что экономически обоснованный тариф на поездку составляет около семи гривен, но будем надеяться, что очередного подорожания проезда в ближайшие пару лет не будет.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: