В июле Украина отметит круглую дату – 20 лет с момента увольнения бывшего премьер-министра Павла Лазаренко «по состоянию здоровья» и начала бесконечной истории попыток привлечь его к ответственности и вернуть украденные деньги: «Слово и Дело» решило напомнить, как развивалось «дело Лазаренко».
2 июля 1997 года президент Леонид Кучма издал указ об отставке Павла Лазаренко с поста премьер-министра якобы по состоянию здоровья: так завершился второй срок премьерства Лазаренко, сопровождавшийся обвинениями со стороны оппозиции в монополизации газового рынка Украины и колоссальной коррупции.
Больше года спустя, 14 сентября 98-го, Генпрокуратура открыла против Лазаренко уголовное дело по подозрению в хищении государственного имущества в особо крупных размерах. В декабре того же года бывшего премьера задержали при въезде в Швейцарию с паспортом Панамы.
17 февраля 1999 года Верховная Рада приняла решение снять с Лазаренко депутатскую неприкосновенность и дала согласие на его арест. Спустя три дня бывшего главу правительства задержали в аэропорту Нью-Йорка за нарушение визового режима – Лазаренко прилетел в США просить политического убежища, однако попал в центр содержания нелегальных мигрантов.
18 мая 2000 года в Соединенных Штатах обвинили Лазаренко в отмывании денег, поскольку бывший глава правительства имел неосторожность пропускать незаконно полученные средства через банки США и даже покупать там недвижимость. К примеру, он приобрел себе особняк неподалеку от Сан-Франциско за 6,7 миллионов долларов, хотя пожить в нем ему так и не удалось.
Уже 1 июня 2000 года прокуратура США выдвинула ему обвинение в сговоре с целью отмывания денег на сумму в 114 миллионов долларов. В конце того же месяца суд в швейцарской Женеве признал Лазаренко виновным в отмывании денег в банковской системе этой страны и осудил на полтора года заключения и более 10 миллионов швейцарских франков штрафа.
В ноябре 2000-го Генпрокуратура Украины открыла первое дело по обвинению Лазаренко в получении взятки размером в $4,6 миллионов от мужа Юлии Тимошенко и члена правления ЕЭСУ – Александра Тимошенко. В январе 2001 года ГПУ открыла еще одно дело против него по обвинению в получении еще одной взятки от Александра Тимошенко – на этот раз в $75 миллионов.
К середине июля 2001 года дело Лазаренко в США дополнилось обвинениями в мошенничестве с перечислением денег и рядом других.
В ноябре того же года ГПУ открыла новое дело о получении Лазаренко взятки в $86,9 миллионов от Олександра и Юлии Тимошенко, которая на тот момент была президентом ЕЭСУ.
22 января 2002 года Генпрокуратура издала постановление о привлечении Лазаренко к ответственности за серию тяжких уголовных преступлений, главными из которых являлась организация убийств депутатов Вадима Гетьмана и Евгения Щербаня.
К середине мая 2003 года защита Лазаренко в США добилась его перевода под домашний арест под залог в $65 миллионов, и спустя еще более трех лет слушаний суд признал его виновным и назначил наказание в виде 9 лет лишения свободы со штрафом в $10 миллионов, при этом на счетах Лазаренко были заморожены $477 миллионов.
К началу ноября 2008 года суд Сан-Франциско вспомнил, что неплохо бы вернуть беглого украинского премьера в тюрьму, где он пробыл следующие четыре года и вышел в ноябре 2012-го.
В октябре 2013 года Лазаренко лишили шанса пожить в поместье в Новато – дом был конфискован по решению суда США, а в ноябре 2014 года суд в Вашингтоне решил разделить замороженные на его счетах сто миллионов долларов на три части: 75 из них поступили на счета правительства США, а еще 25 остались в принадлежащем Лазаренко банке Eurofed на Антигуа.
И уже в нынешнем году в одном из литовских банков «всплыли» $30 миллионов замороженных средств Лазаренко.
А в мае в Генпрокуратуре Украины в очередной раз выразили надежду на то, что дело Лазаренко завершится в 2017 году, и что в Украину вернутся около $280 миллионов, арестованных на его счетах.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»