2016 год был провальным для правительства в направлении сотрудничества с МВФ. Украина получила только один транш в размере $1 млрд, а перенос всех возможных дедлайнов для очередного кредита сейчас может стать дополнительным фактором для экономической дестабилизации в Украине.
Такое мнение в эксклюзивном материале «Неуловимый транш. Плюсы и минусы очередной пролонгации кредита от МВФ» специально для «Слова и Дела» высказал политический эксперт Александр Радчук.
«На сайте Фонда никаких объяснений по поводу причин такого решения, ни дат нового заседания по украинскому вопросу не указано. Власти уверяют – всему виной блокада», – напоминает эксперт оправдания премьера и главы Минфина.
Конечно, на этом фоне, добавил он, первое, что приходит на ум обычному украинцу, когда появляются сведения о сложностях с МВФ, очередного обесценивания гривны не миновать.
«Блокада будет иметь последствия для национальной валюты. С одной стороны, на этом фоне гривна имеет потенциал к обесцениванию в диапазоне от 8 до 20% от нынешнего курса уже к концу этого года. С другой – пока что явных опасностей нет: отопительный сезон закончился, аграрии закупили все необходимое для посевной кампании, цена на металл на международных рынках растет», – объясняет политолог.
Курс гривны – не единственная угроза, которая может привести к приостановке в сотрудничестве с МВФ.
«МВФ прислал финальную версию Меморандума о сотрудничестве с рядом условий для Украины: пенсионная реформа, организация рынка земли и создание Антикоррупционного суда. Все эти изменения могут еще больше застрять во времени, если условный кредитный «кнут» МВФ не будет нависать над правительством и парламентом. А это – еще один тревожный звонок на пути к осуществлению реформ в Украине», – рассуждает Радчук.
Кроме того, по его словам, существует версия, что Фонд приостановил выдачу очередной порции кредита в ответ на манипуляции с назначением аудитора НАБУ.
«НАБУ созданно не без помощи и протекции политиков из США и ЕС. Подконтрольный президенту аудитор – отнюдь не то, чего ждут в МВФ», – подчеркнул он.
Не менее важен для кредиторов и вопрос возвращения долгов.
«В этом контексте все ждут 14 апреля, отчета Кабмина и окончания иммунитета правительства Гройсмана, что означает риск нового политического кризиса и перевыборов», – предположил Радчук.
Прекращение сотрудничества с Фондом, отметил политолог, имело негативные последствия для экономик тех стран, которые не сдавали экзамен кредитования, но были положительные примеры – это Польша и Турция.
«Турция – едва ли не единственная страна, которая все кредитные средства направила на развитие транспортной и туристической инфраструктуры, после чего полностью выплатила долги МВФ и сама присоединилась к сообществу стран, которые кредитуют других», – напомнил он опыт сотрудничества Анакры и МВФ.
«Поэтому нужно сделать несколько выводов. Кредиты МВФ – не панацея. Кризисных ситуации в сотрудничестве с МВФ хватало у всех стран. Выбор делает каждая страна – создавать или восстанавливать экономику при помощи кредитов и без или и дальше быть в кредитной зависимости, опасаясь каждый раз: дадут нам транш или нет», - резюмировал Александр Радчук.
Подробнее читайте в материале «Неуловимый транш. Плюсы и минусы очередной пролонгации кредита от МВФ»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»