Зона отчуждения ЧАЭС: что наобещали и что на самом деле выполнили политики?

Читати українською
Слово и Дело решило напомнить политикам об их обещаниях относительно решения проблем зоны отчуждения ЧАЭС и людей, пострадавших от аварии на электростанции.
Арка "Укрытие-2" над ЧАЭСФото: АПУ

На днях министр экологии и природных ресурсов Остап Семерак сообщил, что 39 компаний, 13 из которых являются международными, подали заявки на строительство в зоне Чернобыльской АЭС солнечных электростанций. «Мы получили запросы от бизнеса, который заинтересован в аренде земли для строительства солнечных станций. Мы не рассчитываем на прибыль от использования земли, а хотим получить выгоду от инвестиций», – заявил Семерак, отметив, что в зоне отчуждения могут в несколько этапов быть построены солнечные станции мощностью 1 ГВт.

Собственно, этот шаг выглядит вполне логичным в контексте его обещания представить в ближайшее время стратегию развития зоны отчуждения вокруг Чернобыльской АЭС (которое он дал еще в прошлом году и которое должно быть выполнено до 1 февраля 2017 года). Министр уже записал в свой актив завершение строительства конфайнмента над 4-м энергоблоком ЧАЭС (хотя работы выполнялись частным подрядчиком и чиновник причастен к ним достаточно опосредованно).

Как известно, строительство саркофага, который обезопасил бы Украину от возможного разрушения аварийного энергоблока, должно было начаться еще в 2007 году, однако постоянно откладывалось из-за отсутствия финансирования. В начале 2009 года Владимир Шандра, тогда занимавший должность министра по вопросам чрезвычайных ситуаций, пообещал, что проектные работы по строительству проекта «Укрытие» завершатся летом того же года. По факту, к концу 2009 года проектная документация так и не была готова, а само строительство конфайнмента, которое должно было начаться в том же году, было отложено еще на несколько лет.

Однако монтаж нового укрытия – это только часть работы. Под новым конфайментом останется «похороненным» старое укрытие, возведенное еще в 1986 году, и его нужно демонтировать, чтобы уменьшить риск попадания в атмосферу радиоактивных отходов. Ранее демонтировать до 2022 года старый саркофаг над станцией после возведения нового укрытия пообещал глава Госагентства по управлению зоной отчуждения Владимир Холоша.

Сейчас в процессе выполнения находится обещание Семерака захоронить в 2018 году ядерные материалы аварийного энергоблока, а вот обязательство завершить в 2016 году строительство хранилища отработанного ядерного топлива №2 уже провалено: министр сам признался, что достроить его удастся в лучшем случае в 2017-м.

Еще одним проблемным вопросом остается управление зоной отчуждения, свои предложения по этому вопросу выразили уже целый ряд политиков и депутатов. В 2015 году тогдашний премьер-министр Украины Арсений Яценюк заявил, что Госагентство по управлению зоной отчуждения будет ликвидировано. Вместо него должен был появиться государственный концерн по работе с ядерными материалами и радиологический заповедник. Однако это обещание кануло в лету вместе с премьерством Яценюка.

Что касается помощи людям, которые пострадали от аварии на Чернобыльской АЭС или были ее ликвидаторами, то такие обещания есть едва ли не у каждого политика. Рассмотрим лишь некоторые из них. К примеру, нардеп Вячеслав Константиновский провалил обещание добиться решения проблем «чернобыльцев», которое он зафиксировал в своей предвыборной программе: он «забыл» проголосовать за один из законопроектов, касающийся материальной поддержки пострадавших от катастрофы.

Обещания же нардепов Сергея Шахова и Александра Беловола о гарантированной материальной помощи чернобыльцам, Петра Юрчишина – о поддержке законопроекта о соцзащите «чернобыльцев» и запорожского мажоритарщика Петра Сабашука – о постройке 500 квартир в микрорайоне «Южный» (в том числе для пострадавших от аварии на ЧАЭС) пока остаются со статусом «в процессе выполнения».

Алина Костюченко, специально для «Слова и Дела»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: