В Украине впервые за время независимости возникла необходимость проведения изменений в правительстве путем постепенных кадровых ротаций. Сложный узел взаимоотношений между основными политическими игроками сформировал обстоятельства, когда отставка правительства в целом не сможет решить всех проблем между властными институтами.
В таком контексте снять напряжение могли бы досрочные выборы парламента, впрочем, к ним по существу не готова ни одна политическая сила. Кроме того, выборы в Верховную Раду только бы добавили динамики кризисным процессам как в общественно-политической жизни, так и экономике на ближайшие полгода.
Выход один - договариваться. Впрочем, ни один из участников коалиции не хочет уступать в своих интересах и старается как можно прочнее закрепиться в статусе главного реформатора страны. Однако впервые за последние 25 лет именно ротации в Кабмине приведут к возможным изменениям в коалиционном соглашении, а не наоборот. Вернуться в парламентское большинство, а значит, и делегировать своих представителей в правительство планирует «Радикальная партия Олега Ляшко». Это еще один сигнал к тому, что даже те политические силы, которые хотели бы принять участие во внеочередных парламентских выборах, понимают изменение тренда и пытаются найти свое место в новых обстоятельствах.
Камень преткновения
Ключевая проблема, которую пытались решить в «БПП», – заставить премьер-министра Арсения Яценюка согласиться уйти в отставку без объявления о выходе из коалиции, а значит, и без внеочередных выборов в ВР. Предлагалось несколько вариантов: и сохранение министерской квоты в новом правительстве, и поиск кандидатуры нового главы Кабмина среди соратников Арсения Яценюка, и объединение «Народного фронта» с «БПП «Солидарностью».
Однако должность премьер-министра и вторая по численности фракция в парламенте - пока 2 сильнейших козыря Арсения Яценюка и его политсилы, рейтинг которых находится на уровне статистической погрешности. Уступить обе позиции будет означать неизбежную «политическую смерть». «Отставки Яценюка и Кабмина, конечно, хотят многие. С другой стороны, какой бы она не была, но фракция у него есть. Да, он не контролирует 80 человек, но контролирует 20, и этого вполне достаточно, чтобы побороться. Здесь вопрос в том, у кого нервы крепче. Яценюк последний, кто хочет досрочных выборов, потому что ему и его партии это ничего не даст», – считает политолог Алексей Голобуцкий.
Весь январь между пропрезидентской и пропремьерской командами продолжается противостояние за влияние на переформатирование правительства. Последний каминг-аут пропрезидентской команды - предложения фракции «БПП» по семи кандидатам на должности в Кабмине во главе с Арсением Яценюком.
При этом в «БПП» пошли старым проверенным способом, который в политтехнологиях называется «публичный аукцион». Наибольшей фракции-партнеру предлагается рассмотреть каждую позицию министра и предложить собственный вариант, либо отказаться от торгов. Очевидно, «лоты» на некоторые позиции, например, кандидата на должность вице-премьера, имеют больший вес для «БПП», тогда как по ряду других предложений в пропрезидентской политсиле охотно пойдут на уступки. Например, оживленные дискуссии в парламенте и экспертной среде вызвала кандидатура на должность министра здравоохранения нардепа Алексея Гончаренко.
Однако и в данном вопросе «БПП» не смог найти удачное технологическое позиционирование: непонятные критерии отбора кандидатов и логика подобного их выдвижения вызвали острую критику самой политической силы. Спасать ситуацию пришлось лидеру фракции Юрию Луценко. «На самом деле, фракция лишь выдвинула 7 человек для обсуждения. Однако общественная реакция свидетельствует о том, что вчерашнее обсуждение было поверхностным и легкомысленным», - признал политик. Поэтому во фракции решили тщательнее подойти к вопросу подбора кандидатов на должности министров.
Снять напряжение в отношениях двух политических лагерей взялись в американском посольстве. Там справедливо напомнили коалициантам: ссориться сейчас ни к чему, стоит находить общее компромиссное решение. По мнению посла США в Украине Джеффри Пайетта, состязательность за должности в правительстве будет «питать усилия Кремля неправильно представить Украину как демократию в упадке, а не такой, которая формируется». Впрочем, американцы не слишком углубляются в суть нынешних процессов вокруг смены министров, ведь на полном серьезе называют нынешний состав Кабмина «технократическим».
Однако в подобной логике американского посольства есть хорошая мысль: приучить украинских политиков находить общую точку зрения в сложнейшее для страны время и не дать Кремлю лишнего информационного повода для злорадства. По мнению политолога Виктора Каспрука, ситуация с отставкой Кабмина уже весной может вызвать более серьезные процессы, инспирированные именно со стороны РФ. «Важно, чтобы в переходный момент, когда не будет премьера и Кабмина, не начались беспорядки, которые будут инспирированы извне. Такая угроза есть. Путин уже понял, что не сможет обойтись только военными усилиями, и делает ставку на весеннюю дестабилизацию», - считает эксперт.
Сила сопротивления
Так или иначе, переформатирования правительства не избежать. Следующая «сигнальная» дата - отчет Кабмина, назначенный на 16 февраля. Именно после него станет понятно, как будет разворачиваться политическая ситуация в стране в ближайшие месяцы. А вариантов всего три:
– частичное переформатирование Кабмина. На данном этапе правительство «усиливают» новыми министрами из пропрезидентской команды, оставляя в покое самого главу Кабмина и нескольких его министров. Якобы именно о таком варианте уже договорились Арсений Яценюк и Петр Порошенко. «Почти со 100%-ной вероятностью будут назначены новые министры здравоохранения и экологии, с крайне большой долей вероятности, появится первый вице-премьер. Список кандидатов в Кабмин от «БПП», появившийся вчера, с АП не согласовывался и с вероятностью, близкой к 100%, будет полностью пересмотрен. Из озвученных фамилий шанс быть представленным в Кабмине есть только у Виталия Ковальчука», - поделился инсайдом с Банковой на своей странице в Facebook политтехнолог Тарас Березовец;
– в случае дальнейшей конфронтации возможна отставка Кабмина. Если на Банковой пойдут на такой шаг, то будут иметь только 2 пути для дальнейшего разрешения ситуации: либо попытаются создать новую коалицию, либо будут вынуждены идти на досрочные парламентские выборы. Впрочем, в этой ситуации у Президента есть фактор влияния: Конституция предоставляет ему право после 60 дней отсутствия новой коалиции и правительства распустить парламент, однако это не является его обязанностью. Таким образом, может быть найдено толкование, по которому правительство в статусе и. о. будет работать до тех пор, пока в парламенте 8-го созыва таки сформируется новое большинство. Этот вариант - «долговременной политической жвачки» - вряд ли будет способствовать реформам и является еще одним дополнительным фактором дестабилизации внутриполитической ситуации в стране;
– политикам надоест договариваться и после отставки правительства все идут на досрочные парламентские выборы без поисков новых форматов коалиции. Важная ремарка: для такого варианта развития событий Президент в первую очередь должен получить условное согласие от западных партнеров. Такой мандат доверия Президенту может быть предоставлен только в одном случае: еще до выборов он сможет уговорить основных политических игроков согласовать новый состав следующего Кабмина без привязки к политическим квотам. То есть, условно говоря, каждая партия, которая на выборах набрала бы 5% голосов, предложит согласованный с партнерами перечень кандидатов на каждую министерскую должность, после чего между ними будет проведен своеобразный «праймериз». При таком варианте от своих политических амбиций контролировать формирование правительства должны будут отказаться все - и лидеры наиболее рейтинговых политических сил, и Президент.
На самом деле, досрочные парламентские выборы – это самый трудный для общества вариант очередной перезагрузки власти, который продлится минимум следующие полгода.
Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ В GOOGLE NEWS
и следите за последними новостями и аналитикой от «Слово и дело»