Министерство неоправданных надежд: почему капитулирует Минстець?

Читати українською
Александр Радчукполитолог

Первым предвестником ближайших переформатирований в правительстве стало заявление министра информационной политики Юрия Стеця. Он, как и обещал еще в начале года, заявил о намерении подать в отставку до конца декабря 2015 года, «если к этому времени ведомство выполнит все поставленные перед ним задачи». «Год назад я стал членом правительства. 9 месяцев назад – начал свою работу в МИП. Как и обещал, отчет о своей деятельности буду держать публично, в том числе и здесь – в Facebook. И, конечно, как и обещал год назад, с началом сессионной недели пройду все юридические процедуры в ВР и КМУ, связанные с регистрацией официального заявления об отставке», – написал министр на своей странице в Facebook.

Новость об отставке Стеця не стала неожиданностью как для медиа-сообщества, так и для всех политических игроков. Впрочем, говорить о том, что ведомство выполнило все поставленные перед ним задачи, было бы слишком смело. Актуальным остается и вопрос: для чего создавалось министерство, ведь для организации его работы было выделено более 4 млн грн бюджетных средств? И если результаты информационной борьбы за мозги украинцев на освобожденных и временно оккупированных территориях Украины были неэффективными, как дальше будет развиваться ситуация в этом направлении?

Ненужное министерство?

Еще на этапе создания отдельного ведомства в структуре нового Кабмина эксперты отмечали бесперспективность деятельности Министерства информации. Многие заранее критиковали подобный шаг как распыление усилий и ресурсов, а также дублирование функций наряду с уже существующими государственными структурами. Например, в Украине уже давно действовали ряд государственных структур – Государственный комитет телевидения и радиовещания, Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания; подобные цели и полномочия в вопросах защиты информационного пространства имеет и СНБО, и Министерство иностранных дел.

Стець, как и анонсировал, готов уйти в отставкуМинистр информационной политики Украины Юрий Стець заявил, что он уже подготовил заявление о своей отставке.

Юрий Стець – давний соратник Петра Порошенко, вместе с ним создавал и развивал медийный бизнес, в частности «5 канал». Безусловно, сама идея создания Министерства информации выглядела весьма привлекательной, учитывая необходимость эффективного противодействия медийным атакам и агрессивной пропаганде со стороны РФ. Именно этим Стець и объяснял необходимость существования целого ведомства на уровне Кабмина. «Я занимался информационной безопасностью в Нацгвардии. Есть уже опыт, чтобы понять, что с позиции руководителя управления проломить большую государственную машину невозможно», – ранее убеждал министр.

Однако попытки успешно возглавить и эффективно ввести антипропагандистскую кампанию на самом высоком государственном уровне – дело не из легких. Особенно в условиях жесткой политической конкуренции. Как и прогнозировалось, за год работы Министерству информационной политики не удалось стать центром противодействия кремлевской пропаганде, на что надеялись его учредители. Правда, само существование Министерства повлияло на позиции Украины в международных рейтингах оценки уровня свободы СМИ. За год Украина потеряла 2 позиции и теперь занимает 129 место из 180 стран в мире. Интересно и то, что в России подобного министерства нет, зато из федерального и местных бюджетов выделяются миллиарды рублей на работу телеканалов, газет, сайтов. Главным центром «информационной повестки дня» в России выступает Администрация президента.

Чем занималось Министерство информационной политики последние 9 месяцев? Хотя его штат был небольшим – всего около 30 сотрудников – ведомству удалось выполнить много задач. Правда, анализируя отчет о деятельности Министерства информации, приходится констатировать: большую часть из этой работы могли бы выполнять соответствующие структуры в других министерствах, агентствах, СНБО, штабе АТО. За время работы подопечным Юрия Стеця удалось наладить платформу иновещания, начать ряд мероприятий по разработке Концепции информационной безопасности, реализовать ряд социальных проектов, наладить работу журналистов в зоне АТО, углубить сотрудничество с иностранными СМИ в вопросах распространения информации с линии фронта. Была частично восстановлена трансляция украинских каналов, в конце года были установлены радио-тюнеры для трансляции украинском FM-станций на территории Донбасса. Ведется системная работа в Интернете и социальных СМИ, в частности достаточно удачным является проект «Информационные войска Украины», в который включились десятки тысяч неравнодушных украинцев в cети.

Спектр вопросов, которым занимается Министерство, значительно шире, чем просто пропагандистская работа с временно оккупированными территориями Донбасса и Крыма. Например, в ведомстве занимались коммуникационным сопровождением реформ, а также разработали и воплощали проект «Открытая власть». Правда, отчет о «коммуникационном сопровождении реформ» ограничился лишь 4 пунктами: один из заместителей министра присоединилась к законодательной деятельности в вопросе выработки законопроектов по приведению медийного законодательства в соответствие с европейскими стандартами; представители Министерства приняли участие в тематических международных научно-практических конференциях; занимались обеспечением широкого информационного сопровождения деятельности Национального совета реформ; присоединились к разработке и реализации коммуникационных программ правительства по децентрализации и энергетической эффективности.

Если откровенно, то этого крайне мало, чтобы эффективно объяснить украинцам сущность реформ и обеспечивать коммуникацию. Поэтому неудивительно, что, по данным недавних социологических исследований, представленным фондом «Демократические инициативы им. И. Кучерива» и «Центром Разумкова», почти половина украинцев – 48% – считают, что новой власти реформы не удаются. И только 0,6% уверены, что наоборот. Этот процент мог бы быть выше, если бы коммуникация с обществом происходила системно и эффективно: на самом деле Кабмину есть чем похвастаться перед обществом. Впрочем, должно ли было заниматься этим только Министерство информполитики – большой вопрос.

Еще одним реальным показателем работы Министерства могут считаться результаты местных выборов в восточных областях Украины. И хотя избирательные баталии – вопрос эффективных действий тех или иных партийных структур и отдельных политиков, нынешней власти не удалось «перезагрузить» мозги людей: большинство из них проигнорировали выборы, или выбрали представителей из лагеря бывших «регионалов».

Стець рассказал, во сколько обойдется телеканал «Ukraine Tomorrow»Министр информационной политики рассказал, сколько составит годовой бюджет иноязычного канала «Ukraine Tomorrow»

Наконец, последним аккордом, который негативно сказался на репутации Минстеця и его руководителей, стал скандал вокруг двух членов общественного совета при Министерстве. Дмитрий Василец и Евгений Тимонин, которые уже задержаны СБУ и подозреваются в содействии сепаратистскому каналу «Новороссия ТВ», впрочем давно не скрывали своих взглядов и пропагандистской деятельности в пользу РФ и квазигосударственных образований «ДНР-ЛНР». Как эти люди могли попасть в общественный совет Министерства информационной политики – остается загадкой. Сам глава ведомства подчеркнул, что чиновники не влияли на формирование состава общественного совета.

Загадочные перспективы

Больше всего негативный шлейф вокруг создания Мининформполитики касался даже не оценки целесообразности такого шага, а безальтернативности кандидатуры Стеця на должность его руководителя. Парадокс ситуации заключался в том, что сначала было принято решение о его назначении министром, а уже только потом – через 1,5 месяца (!) – о создании самого Министерства. Интересно и то, что сумма, выделенная на деятельность ведомства, крайне мала для того, чтобы наладить его успешную работу. Тогда зачем было вообще создавать подобную структуру внутри Кабмина и в чем основной замысел такого шага?

Эксперты сходятся в одном: подобный шаг – свидетельство скорее политических маневров, а не желание создать мощную структуру, которая бы занималась антипропагандой и эффективным паблисити для правительства. Сам министр в начале своего назначения часто повторял, что деятельность Министерства нужна для убедительной работы с ключевыми западными странами, где неоднозначно воспринимают события, происходящие в Украине. Однако, анонсированный ведомством телеканал Ukraine Tomorrow, который должен доносить информацию иностранному потребителю, до сих пор не заработал: Верховная Рада только в ноябре приняла законопроект о создании телерадиокомпании.

Что касается самого Министерства, то с отставкой Стеця оно, скорее всего, также будет ликвидировано. Как отмечалось выше, в штате ведомства было лишь 30 сотрудников, а расходы на зарплату и обеспечение деятельности Министерства были минимальными. Скорее всего, определенные наработки, которые удалось запустить за 9 месяцев, будут переданы в другие структуры – например, в СНБО.

Политолог Николай Спиридонов связывает отставку Стеця с возможными последующими изменениями в его политической карьере. «В принципе, это правильно. Если год назад рейтинги у Президента и премьер-министра были лучше, то сейчас, после их обвала, выполнять функции цензора непопулярной власти стало с политической точки зрения абсолютно неперспективно. Он вовремя бежит с тонущего корабля», – уверен эксперт. Его коллеги считают, что, несмотря на неоправданные ожидания от работы Министерства, сам Юрий Стець, скорее всего, готовится к другой должности, ведь «скамейка запасных» в пропрезидентской команде очень короткая.

«Он все-таки человек, близкий к Президенту, и если даже он уходит из правительства, то не исключено, что он может оказаться или в Администрации Президента, или на какой-то другой, тоже достаточно значимой позиции, и будет и дальше работать в интересах Президента. Стець останется. Другой вопрос, где и в каком качестве, но он останется. Не в правительстве, может быть, но останется в структурах власти», – утверждает директор Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко.

Еще одна интересная деталь – решительность заявлений Стеця о своей отставке. В эфире одного из телеканалов он заявил, что подаст в отставку «при любых обстоятельствах», даже если его отчет будет положительно воспринят обществом. Очевидно, министр уже получил задание усилить пропрезидентскую команду в других стратегических направлениях.

Александр Радчук, специально для «Слово и Дело».

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: